Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Параскун Т.И, Скляр А.А,
при секретаре Сафронове Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Касюка В. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года по делу
по иску Касюка В. В. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом", обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Касюк В.В. обратился в суд с иском к ООО "УК "Наш Дом", ООО "Комунстройцентр" о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу "адрес". Ответчик ООО "УК "Наш Дом" является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец.
Контейнерная площадка для вывоза ТБО находится около дома по адресу "адрес" г. "адрес" "адрес" Данная контейнерная площадка не соответствует санитарным нормам, а именно отсутствует ограждение контейнерной площадки зелеными насаждениями. Освещение площадки отсутствует. В настоящее время контейнеры по сбору бытовых отходов частично разрушены, ограждающие конструкции около контейнеров по сбору бытовых отходов также частично разрушены, вокруг набросаны какие-то ветки, бытовой мусор, уборка которого не ведется, царит антисанитария, подход к контейнерам не заасфальтирован. Указанная площадка примыкает к детской площадке, которая находится к северу в 5 метрах, что является нарушением СанПиН 2.1.2.2645-10. Тем самым нарушены права истца на благоприятную окружающую среду, где он гуляет по детской площадке с внучкой.
В месте подъезда и прохода к контейнерной площадке для сбора мусора отсутствует асфальт, постоянная невысыхающая грязь, которая усугубляет еще больше специальный транспорт, вывозящий мусор, создающая "месиво" из грязи за счет колеи из-за чего нельзя подойти к мусорной площадке не испачкав обувь по колено. В связи, с чем истцу причинен моральный вред.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил обязать ООО "УК "Наш Дом" восстановить контейнеры для сбора бытовых отходов, установить по периметру сплошное ограждение высотой не менее 2 метров на контейнерной площадке около дома по "адрес" в "адрес", уложить асфальтовой покрытие в месте подъезда к контейнерам и самой мусорной площадки в целом, обеспечить посадку зеленых (кустарных) насаждений вокруг контейнерной площадки, обеспечить освещение площадки в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 5 000 руб. ежемесячно, в случае неисполнения решения суда в установленный срок, начиная со дня, следующего за последним числом месяца, установленного на проведение ремонта по день фактического исполнения решения суда по проведению ремонта, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "Управляющая компания "Наш Дом" возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку для сбора бытовых отходов у многоквартирного дома "адрес" в соответствие с требованиями Санитарных норм и правил 2.1.2.2645-10, 42-128-4690-88, а также Правил благоустройства города Рубцовска, согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГ ***, а именно:
- выполнить мероприятия по освещению площадки, с учетом освещенности на уровне земли не менее 2 лк, путем установки мачт со светильниками вблизи контейнерной площадки;
- при наличие технической возможности (отсутствия асфальта вокруг площадки) выполнить озеленение контейнерной площадки вдоль ограждений кустарниками, в соответствии с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10;
- произвести ремонт асфальтобетонного покрытия площадки в соответствии с Правилами благоустройства города Рубцовска;
- скорректировать комиссией (с участием районного архитектора жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 расстояние между контейнерной площадкой для сбора мусора и бытовых отходов и детской площадки.
Взыскана с ООО "УК "Наш Дом" в пользу Касюка В.В. компенсация морального вреда 300 руб, штраф в размере 150 руб, всего взыскано 450 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В удовлетворении исковых требований Касюка В.В. к ООО "Комунстройцентр" отказано.
Взысканы с ООО "Управляющая компания "Наш Дом" в пользу ООО "ЭКЦ "ПРОФИ" расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 15 000 руб.
Взыскана с ООО "УК "Наш Дом" в доход муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе истец Касюк В.В. просит отменить решение в части размера компенсации морального вреда, принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что размер взысканных судом компенсации морального вреда, штрафа занижены. Исковые требования заявлены в пользу Касюк В.В, однако фактически заявитель действовал в интересах неопределенного круга лиц. Понесены расходы на оплату услуг представителя. Выявленные несоответствия контейнерной площадки нарушает право на благоприятную окружающую среду.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании подпункта "д" пункта 11, подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), а также СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
На основании п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно п.2.12 указанного СанПиН 2.1.2.2645-10 территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам, согласно которому средняя горизонтальная освещенность на уровне земли на площадках при мусоросборниках должна составлять 2 лк.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Касюк В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" в "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ "адрес".
С южной стороны данного многоквартирного дома оборудована одна контейнерная площадка для сбора и хранения ТБО.
Согласно акту обследования контейнерной площадки от ДД.ММ.ГГ, выполненного представителями ООО "УК "Наш Дом" и ООО "Ремстройбыт", при осмотре контейнерной площадки, находящейся с южной стороны многоквартирного дома по "адрес", установлено, что контейнерная площадка имеет металлическое ограждение из профлиста и зеленые насаждения. Контейнерной площадкой пользуются жильцы многоквартирных домов "адрес".
Вывоз мусора с данной контейнерной площадки осуществляет ООО "Ремстройбыт" на основании договора *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ООО "УК "Наш Дом" и ООО "Ремстройбыт" на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Придомовая территория домов по "адрес" и "адрес" находится в управлении ООО "УК "Наш Дом".
Для определения юридически значимых обстоятельств по делу судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГ ***, выполненного ООО "ЭКЦ "ПРОФИ", в результате осмотра контейнерной площадки для сбора мусора и бытовых отходов, расположенной около дома по адресу: "адрес") установлено, что контейнерная площадка, размерами 12 м длиной и 3,2 м шириной имеет твердое покрытие из асфальтобетона, огорожена с 3-х сторон профилированным металлическим листом высотой 2,1 м.
Твердое покрытие площадки на момент осмотра частично разрушено, на площадке складирован мусор в виде картонных коробок, что нарушает п.2.11 Правил благоустройства города Рубцовска.
Зеленые насаждения в виде деревьев либо кустарников по периметру площадки отсутствуют, что не соответствует требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Расстояние от ограждения контейнерной площадки до дома по "адрес" составляет 31,2 м, до дома по "адрес" составляет 29,7 м, что соответствует требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
Расстояние от ограждения контейнерной площадки до ограждения детской площадки, расположенной во дворе дома по "адрес" составляет 8,7 м, что не соответствует требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
На расстоянии около 17 м на юг от контейнерной площадки для сбора мусора расположена детская площадка, на расстоянии 19,8 м юго-запад спортивная площадка, что не соответствует требованиям п. 8.2.5 СанПиН
соответствует требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Исходя из вышесказанного, следует, что контейнерная площадка для сбора мусора и бытовых отходов, расположенная около дома по адресу: "адрес") не соответствует требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, а также не соответствует требованиям "Правил благоустройства "адрес"".
По результатам проведенного визуально-инструментального обследования степень освещенности на уровне земли контейнерной площадки, расположенной около дома по адресу: "адрес"), а также проезда возле данной площадки, составляет 0,1-0,3 лк, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, СП 52.13330.2016, в соответствии с которыми минимальная освещенность на уровне земли составляет 2 лк.
Проведенным исследованием установлено, что освещение контейнерной площадки для сбора мусора и бытовых отходов, расположенной около дома по адресу: "адрес"), не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, СП 52.13330.2016, а также нарушает требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений N 384-ФЗ.
Поскольку контейнерная площадка для сбора мусора и бытовых отходов, расположенная около дома по адресу: "адрес") расположена в сложившейся застройки и её перенос от детской площадки на расстояние 20 м (согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88) без нарушения разрывов относительно остальной застройки не представляется возможным, в соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 расстояния могут быть скорректированы комиссией (с участием районного архитектора жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
При наличии технической возможности (отсутствия асфальта вокруг площадки) выполнить озеленение контейнерной площадки вдоль ограждений кустарниками, в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Для приведения контейнерной площадки в соответствие с требованиями "Правил благоустройства города Рубцовска" необходимо произвести ремонт асфальтобетонного покрытия площадки.
Для приведения контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 по освещенности, необходимо выполнить мероприятия по освещению площадки, с учетом освещенности на уровне земли не менее 2 лк, путем установки мачт со светильниками вблизи контейнерной площадки.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170, а также Санитарных правил, установив несоответствие контейнерной площадки требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 в части отсутствия освещения контейнерной площадки для сбора бытовых отходов на уровне земли не менее 2 лк и зеленых насаждений (кустарников) по периметру ограждения, а также асфальтобетонного покрытия, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ООО "УК "Наш Дом" обязанности по устранению выявленных нарушений, взыскания компенсации морального вреда, штрафа.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с решением суда в части размера взыскания компенсации морального вреда, у судебной коллегии в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для проверки судебного постановления в остальной части.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
С доводом истца о заниженном размере компенсации морального вреда судебная коллегия не соглашается, поскольку судом учтены все имеющие значение для определения размера компенсации морального вреда обстоятельства, определенный размер компенсации морального вреда соответствует степени нравственных страданий истца, вины ответчика, принципам разумности и справедливости, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и определения иного размера компенсации морального вреда.
На основании ч.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" согласно которой при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, судом правомерно взыскан штраф от суммы компенсации морального вреда в размере 150 руб.
Иных доводов, которые бы могли повлиять на законность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Касюка В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.