Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А,
судей Тертишниковой Л.А, Александровой Л.А.
при секретаре Рогожиной И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Прокоповой З. Н. к Администрации Шипуновского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Шипуновскому району Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, как педагогическому работнику
по апелляционной жалобе истца Прокоповой З. Н. на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А, судебная коллегия
установила:
Прокопова З.Н. длительное время работала педагогом в школе в сельской местности, на момент ухода на пенсию в 2001 году работала учителем музыки в МКОУ "Краснояровская СОШ" Шипуновского района, но пользовалась льготами, предусмотренными Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 77-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" как работник культуры.
Прокопова З.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Шипуновского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Шипуновскому району Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края, просила признать за ней право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, возложить обязанность назначить указанную компенсацию в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края".
В обоснование заявленных требований указала, что длительное время работала в школе в сельской местности, как по совместительству, так и по основному месту работы; на момент ухода на пенсию в 2001 году пользовалась соответствующими льготами как работник культуры, размер указанной льготы как у педагога, так и работника культуры в то время был одинаковым, а в данный момент ежемесячная компенсация педагогу составляет 1800 рублей, а работнику культуры - 770 рублей, поэтому претендует на получение льгот как педагогический работник.
В ходе рассмотрения дела истица пояснила, что неоднократно обращалась в органы социальной защиты, прокуратуру района, о признании за ней права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности; однако, решениями вышеуказанных органов ей было отказано, поскольку на момент выхода на пенсию она не получала мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников; полагает, что имеет право на льготу как педагог, поскольку соответствующий стаж составляет более 30 лет.
Управление социальной защиты населения по Шипуновскому району Алтайского края возражало против удовлетворения иска, указав, что в соответствии с пунктом 2 Правил от 29 февраля 2012 г, действовавших на момент первого обращения Прокоповой З.Н. в УСЗН по Шипуновскому району - 23 января 2017 года, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью, при наличии у них стажа работы не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников; ни на момент назначения пенсии - ДД.ММ.ГГ, ни в момент окончания трудовой деятельности в 2012 году, Прокопова З.Н. не пользовалась льготами как педагогический работник, ей предоставлялись меры социальной поддержки как работнику культуры сельской местности.
Глава администрации Краснояровского сельсовета Шипуновского района Алтайского края Сарычева М.И. с требованиями согласилась, пояснила, что основное место работы истца - руководитель сельского клуба, по совместительству - учитель музыки Краснояровской СОШ, пенсия назначена истцу как педработнику, но льготы всегда ей предоставлялись как работнику культуры сельской местности, по основному месту работы; полагает, что истец имеет право на меры социальной поддержки как педагогический работник в связи с длительным педагогическим стажем.
Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 апреля 2018 года иск оставлен без удовлетворения в полном объеме.
Истица в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что указанные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии права на получение мер социальной поддержки как педагогического работника, поскольку основания для возникновения такого права были на момент выхода ее на пенсию в 2001 году, а также имелись на момент увольнения с должности, дающей право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников 04 декабря 2007 года, до принятия постановления Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года N 103, которое не имеет обратной силы, поэтому не подлежало применению к ранее возникшим правоотношениям.
Фактическое неполучение льгот, на которые она претендует, не может повлечь лишение ее этих льгот. Полагает, что применение норм, противоречащих нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, неправомерно. В данном случае примененные судом нормы, по мнению истицы, противоречат Конституции России, нарушают принципы справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав на социальную защиту, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, не влечет право снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Минтрудсоцзащита Алтайского края в возражениях просит оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы настоящего дела, в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела судом первой инстанции были установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, применен подлежащий применению закон. Выводы суда обоснованны, соответствуют представленным доказательствам и правовому регулированию спорных правоотношений.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 в ранее действовавшей редакции, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно ст. 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
В силу постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт 1) исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся обязаны предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
Кроме того, нормативные акты Союза ССР предусматривали предоставление указанных льгот бывшим педагогическим работникам - пенсионерам в сельской местности.
Подпунктом "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Действие этой нормы распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности (постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.05.1982 N437, п. 23).
В то же время постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", в подпункте "а" пункта 1 которых указывалось, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
До 2005 года льгота по бесплатному отоплению предоставлялась работникам образования в натуральной форме - путем выдачи твердого топлива по установленным нормам потребления. Выплата каких-либо компенсаций в этот период нормативно не была предусмотрена.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ было внесено изменение в ФЗ "Об образовании", абз. 3 п. 5 ст. 55 был дополнен нормой о том, что размер условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим на уровне Алтайского края были приняты нормативные акты, устанавливающие порядок возмещения расходов на отопление и освещение, вступившие в силу с 1 января 2005 года, - Закон Алтайского каря от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС и Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утв. Постановлением администрации края от 17 ноября 2005 года N 668.
Таким образом, вместо предоставления льгот в натуральной форме было предусмотрено возмещение расходов в денежном выражении, то есть произошла монетизация льгот.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также предусматривает предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, Размер, условия и порядок возмещения которых работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Алтайского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" N 88-ЗС от 03.11.2005 педагогические работники, вышедшие на пенсию, включены в число льготников. Действие закона распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее - Правила).
Пункт 2 названных Правил определяет, что указанная компенсация предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Компенсация назначалась по заявлению педагогического работника с приложением необходимых документов (пункт 5 Правил).
Постановление Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 утратило силу с 1 апреля 2017 г. в связи с принятием Правительством Алтайского края постановления от 30 марта 2017 г. N 103 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Правила, утвержденные постановлением от 30 марта 2017 г. N 103, судом при рассмотрении дела не применялись. Доводы истицы о том, что этот нормативный акт не имеет обратной силы, не влияют на законность вынесенного судом решения, поскольку оно основано на вышеуказанных нормах, действовавших на момент назначения истице пенсии, ее увольнения и обращения с заявлением о выплате спорной компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокопова З.Н. с 1971 года работала учителем музыки и пения в Тальменской восьмилетней школе ***, музыкальным руководителем в детском саду, художественным руководителем Дома культуры (с 1991 по 2003 год), оставаясь по совместительству учителем музыки, затем в течение 9 месяцев работала только учителем музыки в школе, после чего вновь художественным руководителем Дома культуры и учителем по совместительству, уволена ДД.ММ.ГГ. Ответчиками не оспаривалось наличие у нее педагогического стажа, значительно превышающего 10 лет.
В связи с наличием требуемого педагогического стажа, истице с ДД.ММ.ГГ была назначена пенсия как педагогическому работнику.
Вместе с тем суд обоснованно исходил из того, что основным местом работы Прокоповой З.Н. в период с ДД.ММ.ГГ до назначения пенсии являлся сельский дом культуры, где она работала в должности художественного руководителя.
Истица обратилась с заявлением о назначении ей компенсации в УСЗН по "адрес" ДД.ММ.ГГ.
При этом представленными ответчиками доказательствами подтверждается, и не оспаривалось истицей, что как на момент выхода на пенсию, так и на момент увольнения Прокопова З.Н. пользовалась мерами социальной поддержки как сельский специалист - работник культуры в администрации сельсовета, следовательно, спорную компенсацию как педагогический работник она не получала.
Поскольку соблюдение условия о фактическом получении компенсации (либо соответствующей льготы в натуральной форме) на момент выхода на пенсию всегда было необходимым для назначения спорной компенсации, суд правильно исходил из того, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку в данном случае это условие не установлено (соответствующая льгота истице не предоставлялась).
Судом также установлено предоставление истице по ее выбору и волеизъявлению иных социальных льгот и компенсаций, в том числе связанных с возмещением расходов на проживание.
Доводы апелляционной жалобы о недопущении ухудшения положения гражданина, лишения его прав или ранее предоставленных льгот, о противоречии решения суда нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, Конституции России, общим принципам, являются несостоятельными, поскольку законодательство и ранее (в том числе на момент выхода истицы на пенсию) предусматривало предоставление спорной льготы лишь при условии ее фактического получения до выхода педагогического работника не пенсию. Следовательно, истица не была лишена какого-либо возникшего у нее права, примененные судом нормативные акты не ухудшают ее положение по сравнению с актами большей юридической силы, не снижают уровень ее социальной защиты.
Таким образом по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены, либо изменения решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Прокоповой Зинаиды Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.