Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю,
судей Титовой В.В, Бакланова Е.А.
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца С.Е.Ю. на решение Алтайского краевого суда от 28 сентября 2017 года по делу по административному исковому заявлению С.Е.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Е.Ю. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1154 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 3324974 рублей. Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость находящегося во владении С.Е.Ю. на праве аренды земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке, на который получено положительное экспертное заключение. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей.
Решением Алтайского краевого суда от 28 сентября 2017 года административное исковое заявление удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в равном его рыночной стоимости размере 3356986 рублей; датой подачи заявления С.Е.Ю. постановлено считать 30 июня 2017 года. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец С.Е.Ю. просит решение суда отменить в части даты подачи заявления, поскольку, вопреки выводам суда, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка первоначально было подано 20 декабря 2016 года. Соответствующие сведения не могли быть представлены в суд первой инстанции, так как автор жалобы находился на стационарном лечении в медицинском учреждении с 12 января 2017 года по 24 ноября 2017 года.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Министерство имущественных отношений Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции административный истец С.Е.Ю. доводы жалобы поддержал; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается при имеющейся явке.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С.Е.Ю. являлся арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1154 кв.м, кадастровый ***, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГ ***-з и не оспаривается лицами, участвующими в деле. При этом арендные платежи исчисляются исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, установление в отношении вышеуказанного земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 7564816 рублей 20 копеек, датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 01 января 2015 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 06 декабря 2015 года.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В ходе рассмотрения административного дела судом назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта ООО "Век А оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка, находящегося по адресу: "адрес", площадью 1154 кв.м, кадастровый ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 3356986 рублей.
Экспертное заключение оценено судом с учетом требований законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации) разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в материалы дела не представлено, суд удовлетворил административные исковые требования исходя из стоимости, определенной в заключении эксперта.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие нарушений норм процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным
Вместе с тем, согласно заявлению С.Е.Ю, адресованному председателю комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, решению ***-Р от ДД.ММ.ГГ и уведомлению от 19 января 2017 года, административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 20 декабря 2016 года.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в данную комиссию.
При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит уточнению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 28 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Е.Ю. - без удовлетворения.
Уточнить абзац 3 резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: "Датой подачи заявления С.Е.Ю. о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 декабря 2016 года".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.