Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Генерального плана городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края (далее также - Генеральный план "адрес").
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки "адрес"), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес" (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - "адрес" (Приложение 2).
"данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана "адрес", Правил землепользования и застройки "адрес" в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", к зонам с особыми условиями использования: зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, санитарно - защитной зоне, зоне санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения (л.д.123-128).
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что нахождение земельного участка в указанных зонах с особыми условиями является препятствием для оформления земельного участка и последующей легализации самовольной постройки. Между тем, зоны с особыми условиями отображены в Правилах землепользования и застройки в отсутствие установленных в предусмотренном порядке зон, что влечет ограничение права на приобретение земельного участка в собственность.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" "данные изъяты" возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Указанная в уточненном административном исковом заявлении в качестве заинтересованного лица администрация "адрес" исключена из числа лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, "данные изъяты" является владельцем жилого дома ( "данные изъяты" согласно техническому паспорту и пояснениям представителя административного истца), возведенного в отсутствие документов на строительство на земельном участке по "адрес".
Согласно Карте градостроительного зонирования (приложение 1 Правил землепользования и застройки в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) земельный участок с расположенным на нем объектом находятся в территориальной зоне ОД (общественно - деловой), к условно разрешенным видам использования земельных участков в которой относятся индивидуальные жилые дома в силу подпункта 3 пункта 1.2 статьи 66 Правил землепользования и застройки "адрес" (л.д.114).
В соответствии с Картой зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края (приложение 2 Правил землепользования и застройки "адрес") земельный участок находится в зонах с особыми условиями использования: санитарно - защитной зоне, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения.
Санитарно - защитная зона, в которую включен земельный участок по указанному адресу, отображена также на рисунке 1 "Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж" Генерального плана "адрес" и Схеме зон с особыми условиями использования территории, содержащейся в материалах по обоснованию генерального плана.
Зона санитарной охраны IIисточников питьевого водоснабжения отображена на Схеме зон с особыми условиями использования территории, содержащейся в материалах по обоснованию генерального плана.
Зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона в Генеральном плане "адрес" отсутствует.
Нахождение участка в отображенных в Правилах землепользования и застройки "адрес" зонах с особыми условиями использования послужили основанием для отказа "данные изъяты" в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждения схемы расположения земельного участка решением комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", изложенным в письме от ДД.ММ.ГГ.
Согласно пунктам 1,3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Запрет размещения жилой застройки, а также иные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах предусмотрены статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес".
Земельные участки во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения относятся к ограниченным в обороте, приватизация которых не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2, подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации,)
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят, то есть земельные участки, находящиеся во 2 поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не предоставляются в частную собственность.
В силу пункта 90 Правил землепользования и застройки "адрес" в зонах отвалов породы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается.
Поскольку отображенные в документах территориального планирования, градостроительного зонирования зоны с особыми условиями использования препятствуют оформлению земельного участка в собственность, "данные изъяты" на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
В соответствии с частями 1,4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пунктов 1,3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Оспариваемые административным истцом Генеральный план "адрес", Правила землепользования и застройки "адрес" приняты уполномоченным органом в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 2 статьи 42 ранее действовавшего Устав городского округа - "адрес", утвержденного решением ДД.ММ.ГГ *** (аналогичные положения содержатсяв пункте8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***).
Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соответствует статьям 24-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующим порядок принятия и утверждения генерального плана, и статьям 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части порядка принятия и утверждения правил землепользования и застройки. Ранее процедура принятия Генерального плана "адрес", Правил землепользования и застройки "адрес" являлась предметом проверки в судебном порядке, нарушений процедуры принятия актов не установлено, что подтверждается вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий (части 1, 6, пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Санитарно - защитные зоны устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха").
Требование о соблюдении санитарных правил при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения содержится в статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - п. 4.4).
На дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Согласно пунктам 3,14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно - защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно - защитной зоны) прилагается проект санитарно - защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно - эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно - защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно - защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Решение об установлении санитарно - защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статья 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно представленным Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю сведениям земельный участок не находится ни в одной из установленных согласно действующему порядку санитарно - защитных зон, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований в данной части.
С доводами стороны административного истца об отображении зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в отсутствие установленной зоны суд соглашается по следующим основаниям.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН ***), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 СанПиН ***).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно пункту 2.2 СанПиН ***, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения - в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН ***
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (пункт 2.2 Порядка).
Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (пункт 3.1 Порядка).
Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.
В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.6 Порядка).
Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установление границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Действующий порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.
В ходе рассмотрения дела с учетом поступившихсведений в адрес Алтайского краевого суда от "данные изъяты" не установлено нахождение земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Правовые акты уполномоченных органов, принятые до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации и устанавливающие зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в районе земельного участка административного истца, стороной административного ответчика не представлено.
Статья 52 Правил землепользования и застройки, закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО) предусматривает пункты 3.2, 3.3 СанПиН ***. Между тем, данные пункты содержат только требования к мероприятиям на территории ЗСО подземных и поверхностных источников водоснабжения (режим использования) и не устанавливают границы и размеры зон санитарной охраны.
Административные исковые требования об оспаривании Правил землепользования и застройки в части отнесения того же участка к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона также являются обоснованными.
Перечень зон с особыми условиями территории городского округа - "адрес" закреплен в статье 55 Правил землепользования и застройки, первоначальная редакция которой в качестве таких зон предусматривала зоны санитарной охраны II и III поясов источника питьевого водоснабжения; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** статья 55 изложена в новой редакции, согласно которой в перечень зон с особыми условиями включена оползневая зона.
Согласно приложению 2 Правил землепользования и застройки в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** на Карте зон с особыми условиями отображены оползневые участки, зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона. Земельный участок, используемый административным истцом, находится в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не приведенной в перечне зон с особыми условиями использования в статьях 52,55 Правил землепользования и застройки.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утв. приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - Правила), в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отводы инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.
Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4 Правил).
Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3 Правил).
На дату внесения в ДД.ММ.ГГ изменений в Правила землепользования и застройки, в результате которых на Карте зон с особыми условиями отображена зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, введен и действует в настоящее время свод правил СП *** "Инженерная защита территорий, здания и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП ***", положения которых распространяются на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, в том числе оползней, обвалов.
К оползнеопасным и обвалоопасным относятся территории, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов в течение периода строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. В пределах оползнеопасных территорий отдельно выделяют оползневые зоны, где имеются или ранее возникали активные оползни. Граница оползнеопасных территорий устанавливаются по данным комплексных инженерных изысканий с использованием расчетов устойчивости склонов и материалов сравнительного инженерно - геологического анализа применительно к особенностям рельефа, геологического строения, гидрогеологических и сейсмических условий, характера растительного покрова и климата (пункты 5.1.1, 5.1.2 СП).
Аналогичные положения содержались в пунктах 5.1, 5.2 СНиП *** "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утв. постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***.
Таким образом, в качестве зоны с особыми условиями использования законодательство Российской Федерации предусматривает оползнеопасные (оползневые) зоны.
Выделение отдельных территорий в качестве зон с особыми условиями использования территорий связано со спецификой самой территории, необходимостью учета данной специфики при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности, в связи с чем данной территории и придается соответствующий статус и устанавливаются определенные требования при осуществлении градостроительной деятельности.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды зон с особыми условиями использования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования.
Предусматривая в статьях 52,55 Правил землепользования и застройки в качестве одной из таких зон оползневую зону, на Карте зон с особыми условиями использования в соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации при внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГ *** представительный орган местного самоуправления отобразил границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования. Ограничения землепользования в такой зоне законодательством Российской Федерации не установлены.
Решение исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ ***, на которое ссылался представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела, в статье 52 Правил землепользования и застройки указано в качестве основания установления только оползневой зоны. Из текста данного решения, принятого уполномоченным согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты городов, утв. приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, органом также следует, что им определен размер оползневой зоны - 200 метров от бровки плато и склонов оврагов вдоль левого берега реки Оби в пределах городской черты и правового берега реки Барнаулки на расстоянии 2 км от места впадения ее в реку Обь, а также непосредственно склоны с оползневыми террасами и участки поймы, примыкающие к нижним частям склонов. Допустимых доказательств отображения отдельно зоны отступа застройки и оползневых участков в качестве самостоятельных зон стороной административного ответчика не представлено.
Соглашаясь в целом с обоснованностью предъявленных административных исковых требований о недопустимости отображения зон с особыми условиями использования в отсутствие документов об установлении таких зон, суд одновременно учитывает установленные по делу обстоятельства о том, что зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона отображена только в Правилах землепользования и застройки "адрес" и отсутствует в Генеральном плане "адрес", в связи с чем правовых оснований для признания Генерального плана недействующим в данной части не имеется. Зона санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, санитарно - защитная зона отображены на Схеме зон с особыми условиями использования территории, содержащей в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт, которые являются обязательным приложением к Генеральному плану на основании частей 6,8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Санитарно - защитная зона, помимо Схемы зон с особыми условиями использования, прилагаемой к генеральному плану и приложения 2 Правил землепользования и застройки "адрес", отображена также на рисунке 1 Генерального плана "адрес".
С учетом изложенного административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 80 Устава городского округа - "адрес", принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об учреждении печатного средства массовой информации" сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать рисунок 1 "Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж" Генерального плана городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Схему зон с особыми условиями использования территории, прилагаемую к Генеральному плану городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" Правил землепользования изастройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения санитарно - защитной зоны на территорию земельного участка по "адрес"
Признать Схему зон с особыми условиями использования территории, прилагаемую к Генеральному плану городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" Правил землепользования изастройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка по "адрес"
Признать Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" Правил землепользования изастройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона на территорию земельного участка "адрес".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
***а-557/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты",
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Генерального плана городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать рисунок 1 "Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж" Генерального плана городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Схему зон с особыми условиями использования территории, прилагаемую к Генеральному плану городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес""Правил землепользования изастройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения санитарно - защитной зоны на территорию земельного участка "адрес"
Признать Схему зон с особыми условиями использования территории, прилагаемую к Генеральному плану городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес""Правил землепользования изастройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка "адрес"
Признать Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес""Правил землепользования изастройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона на территорию земельного участка "адрес".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.