Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу В.А.Н. на постановление судьи Локтевского районного суда Алтайского края от 13 июля 2018 года, которым
гражданка Республики Казахстан В.А.Н, родившаяся ДД.ММ.ГГ в "адрес", проживающая по адресу: "адрес" не работающая,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному начальником отделения по вопросам миграции ОМВД России по "адрес" старшим лейтенантом полиции Г.Н.С, ДД.ММ.ГГ в 11 часов 00 минут по адресу: "адрес" выявлена гражданка Республики Казахстан В.А.Н, которая в нарушение пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" пребывала на территории Российской Федерации незаконно, так как находилась на территории Российской Федерации более 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток, а именно, её пребывание в Российской Федерации с 15 января 2018 года составило 180 суток, что подтверждается сведениями СПО "Мигрант-1" от 13 июля 2018 года. В.А.Н. в установленном законом порядке трудовых договоров не заключала, документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, не имела.
Действия В.А.Н. квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, В.А.Н. просит изменить постановление судьи, исключив меру наказания в виде административного выдворения из Российской Федерации, ссылаясь на то, что судьей не было учтено наличие у В.А.Н. семейных отношений с гражданином Российской Федерации О.Д.М., с которым они проживают по одному адресу и имеют общего ребенка В.М.Д, после рождения которого между ними был заключен брак. Кроме того, в "адрес" проживает сродная сестра В.А.Н. - С.М.А. В связи с этим выдворение В.А.Н. за пределы Российской Федерации повлечет вмешательство в её семейную жизнь. Каких-либо родственников в "адрес" у неё нет.
В судебное заседание В.А.Н. не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просила, связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что гражданка Республики Казахстан, в отношении которой составлен протокол об административном правонарушении, не имеет документов, которые бы давали ей право на пребывание в Российской Федерации более общего срока, установленного для граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок ее пребывания на территории Российской Федерации составляет более 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток, в связи с чем судья вынес оспариваемое постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов.
В письменных объяснениях при составлении протокола об административном правонарушении В.А.Н. поясняла, что она проживает в Российской Федерации вместе со своей родной сестрой, которая является гражданкой Российской Федерации.
Кроме того, при рассмотрении дела В.А.Н. указывала на то, что состоит в гражданском браке с гражданином Российской Федерации, который является отцом её малолетнего ребенка, и они планируют зарегистрировать брак.
При этом согласно постановлению судьи Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, В.А.Н. ранее уже ссылалась на то, что она проживает в гражданском браке с гражданином Российской Федерации.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей должным образом не исследовался вопрос о наличии у В.А.Н. устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, в ходе которого следует установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устойчивых семейных связей с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории России, и дать надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Локтевского районного суда Алтайского края от 13 июля 2018 года, вынесенное в отношении В.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Е.А. Бакланов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.