Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Рахматуллине И.И,
с участием:
защитника Чеботаревой А.О.;
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Сандаковой И.В. и Ямалиева А.Р,
в отсутствие иных участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных о времени и месте судебного пересмотра судебным извещением (л.д. 102-109),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Чеботаревой А.О. на постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы от 05 июля 2018 года, которым:
ООО "Бетонный завод N 1" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного приостановления деятельности растворобетонного узла ООО "Бетонный завод N 1" по производству товарного бетона по фактическому адресу: адрес, на 90 суток, исчисляя срок с 05 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
05 июля 2018 года судья Кировского районного суда г. Уфы вынес вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник Чеботарева А.О. выражает несогласие с постановлением судьи Кировского районного суда г. Уфы от 05 июля 2018 года, ссылаясь на процессуальные нарушения.
В судебном заседании защитник Чеботарева А.О. поддержала доводы жалобы, представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Сандакова И.В. и Ямалиев А.Р. полагали, что обжалуемое судебное постановление подлежит оставлению без изменения.
Остальные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке судебного пересмотра, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Нахожу возможным провести судебный пересмотр в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Из материалов дела следует, что при проведении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ внеплановой выездной проверки ООО "Бетонный завод N 1" и непосредственном обнаружении правонарушений по состоянию на июнь 2018 года по адресу (место фактического осуществления деятельности): адрес затон, у адрес, выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 5 раздела 7.1.4. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" деятельность ООО "Бетонный завод N 1" согласно санитарной классификации относится к предприятиям IV класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной в 100 м. На основании данных с сайта Публичной кадастровой палаты https://.rosreestr.ru/ фактическое расстояние от производственного объекта Общества с ограниченной ответственностью "Бетонный завод N 1" (по адресу адрес) до нормируемых территорий от садово-огородного участка составляет 10 м, до ближайшего адрес -13 м.
Согласно п. 5.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В нарушение требований п. 5.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне ООО "Бетонный завод N 1" находится жилая застройка, включая отдельные жилые дома и садово-огородные участки.
У ООО "Бетонный завод N 1" отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам проектов санитарно-защитной зоны объекта и предельно-допустимых выбросов, не проведена оценка риска здоровью населения от деятельности производственного объекта, что является нарушением ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.2.1, 3.1, 3.17, 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Частью 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов санитарным правилам.
Пунктами 2.1, 3.1, 5.1, 3.17 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" определено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация. предприятий, сооружений и иных объектов".
В нарушение п. 3.17 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" от ООО "Бетонный завод N 1" в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан не поступало уведомление о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки, подтверждающих результатов натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух.
В нарушение требований п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" ООО "Бетонный завод N 1", имеющее источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
- не разработаны и не осуществляются планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
В нарушение требований п. 2.4. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам" ООО "Бетонный завод N 1" при организации и ведении технологических процессов не предусмотрены мероприятия по охране среды обитания, а именно: улавливание и очистка технологических и вентиляционных выбросов; очистка и обезвреживание промышленных стоков; своевременное удаление, обезвреживание и утилизация отходов производства.
Нарушены пункты 2.9, 2.11, 2.12, 5.3, 5.6, 33.1, 33.2, 33.3, 33.4 СанПиН 2.2.3.1385-03 "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций", а именно не организована санитарно-защитная зона предприятия ООО "Бетонный завод
N 1" в соответствии с требованиями санитарных правил и норм по организации санитарно-защитных зон и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Санитарно-защитную зону или ее часть не допускается рассматривать, как резервную территорию объекта и использовать для расширения промышленной или селитебной территории.Поверхность площадки для складирования неровная, отсутствуют уклоны, которым обеспечивается отвод поверхностных вод; отсутствует асфальтовое и бетонное покрытие площадки для складирования.
Отсутствуют мероприятия по предотвращению загрязнения воздуха, воды, почвы и др. от предприятия на соответствие требованиям действующего законодательства.
Не разработан проект предприятия и отсутствуют сведения по обоснованию величин предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферном воздухе для каждого источника, в соответствии с имеющимися правилами. У предприятия отсутствуют утвержденные ПДВ.
В нарушение п. 2.3, 3.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" по результатам лабораторных испытаний образцов почвы по адресу: адрес, на границе санитарно-защитной зоны промышленного объекта ООО "Бетонный завод N 1" в районе адрес, проведенных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан", качество отобранных образцов проб не соответствует требованиям ГН 2.1.7.2041-06 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", ГН 2.1.7.2511-09 "Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве", а именно:
- в отобранном образце почвы по адресу: адрес, установлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в почве по содержанию свинца (подвижная форма), фактическая величина которого составила 19,76+5,93 мг/кг, при предельно допустимой концентрации (ПДК) 6 мг/кг; по содержанию цинка (подвижная форма), фактическая величина которого составила 372,85+111,86 мг/кг, при предельно допустимой концентрации (ПДК) 23 мг/кг (протокол лабораторных испытаний от 05 июня 2018 г. N 11878);
- в отобранном образце почвы по адресу: адрес, на границе санитарно-защитной зоны растворобетонного узла ООО "Бетонный завод N1", установлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в почве по содержанию свинца (подвижная форма), фактическая величина которого составила 13,13+3,94 мг/кг, при предельно допустимой концентрации (ПДК) 6 мг/кг; по содержанию цинка (подвижная форма), фактическая величина которого составила 253,48+76, 04 мг/кг, при предельно допустимой концентрации (ПДК) 23 мг/кг (протокол лабораторных испытаний от 05 июня 2018 г. N 11879).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.2, 3.4, 3.7, 3.10, 3.12. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов,
- на приемных пунктах сбора вторичного сырья,
- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов,
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов,
результатов инвентаризации отходов с учетом их макро - и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.
Частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 2.3, 3.2. СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" определено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
В почвах на территориях жилой застройки не допускается:
- по санитарно-токсикологическим показателям;
- превышение предельно допустимых концентраций (ЦЦК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических загрязнений.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность ООО "Бетонный завод N 1" в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, ООО "Бетонный завод N 1" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 указанного Кодекса.
Порядок и срок привлечения ООО "Бетонный завод N 1" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Бетонный завод N 1" в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в жалобе, связаны с переоценкой доказательств и установленных судьей Кировского районного суда г. Уфы фактических обстоятельств. Эти доводы выводы судьи Кировского районного суда г. Уфы не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей Кировского районного суда г. Уфы допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы от 05 июля 2018 года, вынесенное в отношении ООО "Бетонный завод N 1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Курамшина А.Р.
дело N 12-613/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.