Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Кривцовой О.Ю. и Смирновой О.В.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ильиной Е.В. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 г, по иску Ильиной Е.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и возложении обязанности подготовить, подписать и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, выслушав объяснения представителя Ильиной Е.В. - Назарова А.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Нугумановой А.Н, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ильина Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество), Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Минземимущества в предоставлении в собственность за плату в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N... площадью 1006 кв. м, для обслуживания малоэтажного жилого дома, изложенного в письме N 2338-Г от 3 октября 2017 г.; возложении обязанности на Минземимущество подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N... площадью 1006 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с адрес, указав в нем цену продажи земельного участка в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка на 1 декабря 2016 г, подписать их и направить Ильиной Е.В.
Заявленные требования мотивированы тем, что Ильиной Е.В. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 144,5 кв. м, кадастровый номер N.., расположенный по адресу: адрес, на земельном участке с кадастровым номером N... площадью 1006 кв. м, предоставленном по договору аренды N 101-АЛ-Р от 16 января 2013 г. на срок 49 лет, заключенному с КУС Минземимущество РБ по Уфимскому району.
1 декабря 2016 г. истцом в адрес ответчика было подано заявление о подготовке и заключении договора купли-продажи земельного участка под жилым домом. В письме N 3161-Г от 16 декабря 2016 г. истцу сообщено, что на данном земельном участке, кроме дома истца, расположены сети канализации (кадастровый номер N... ) и сети электроснабжения (кадастровый номер N... ), принадлежащие муниципальному району Уфимский район Республики Башкортостан на праве собственности, в связи с чем предоставление в собственность земельного участка не представляется возможным.
21 сентября 2017 г. истец через своего представителя повторно обратилась с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, указав, что согласно абзацу четвертому статьи 39.16, статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации N 1300 от 3 декабря 2014 г. наличие сетей канализации и электроснабжения не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка за плату. В письме N 2338-Г от 3 октября 2017 г. ответчик повторно отказал истцу в заключении договора по тем же основаниям.
Истец полагает, что нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций - муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Линейные объекты в силу их технических особенностей, и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью. Поскольку канализационные сети и сети электроснабжения являются линейными сооружениями, то они могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними. Факт расположения подземных инженерных коммуникаций в виде сетей канализации под земельным участком и надземных сетей электроснабжения над земельным участком, принадлежащих Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, не может препятствовать реализации исключительного права истца на предоставление земельного участка по договору купли-продажи в собственность за плату. На момент заключения договора аренды земельного участка он не имел каких-либо обременений (пункт 1.3 договора аренды).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ильиной Елены Васильевны к Министерству земельных и имущественных отношений РБ, Комитету по Управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Уфимскому району о понуждении подготовить проект договора купли-продажи земельного участка отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ильина Е.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Ильина Е.В, представитель ответчика - Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, представители третьих лиц - Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО "Башкирэнерго" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ильина Е.В. на основании договора участия в долевом строительстве от 20 ноября 2007 г. N.., акта приема-передачи жилого дома от 8 декабря 2010 г, является собственником жилого дома площадью 144,5 кв. м, расположенного по адресу: адрес, на земельном участке с кадастровым номером N... площадью 1006 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания малоэтажного жилого дома, предоставленном на основании договора аренды N 101-АЛ-Р находящего в государственной собственности земельного участка, заключенного 16 января 2013 г. с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району во исполнение приказа Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району N 52-з от 19 ноября 2012 г, на срок с 19 ноября 2012 г. по 18 ноября 2061 г.
В пунктах 1.3 и 1.4 договора аренды N 101-АЛ-Р указано, что участок обременений не имеет, приведенное в договоре описание целей использования участка является окончательным и изменение целей использования допускается исключительно с согласия арендодателя.
Ильина Е.В. обращалась в Минземимущество с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N... на праве собственности без проведения торгов.
Письмом Минземимущества N 3161-Г от 16 декабря 2016 г. отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность на основании пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на наличие в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимого имущества, а именно сооружения с кадастровыми номерами N... (канализация), N... (электроснабжение), находящихся в муниципальной собственности муниципального района Уфимского района Республики Башкортостан.
21 сентября 2017 г. Ильина Е.В. повторно обратилась в Минземимущество с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N... на праве собственности без проведения торгов в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в чем письмом N 2338-Г от 3 октября 2017 г. отказано на основании пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на наличие в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимого имущества, а именно сооружения с кадастровыми номерами N... (канализация), N... (электроснабжение), находящихся в муниципальной собственности муниципального района Уфимского района Республики Башкортостан.
По сведения Единого государственного реестре недвижимости за Администраций муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан зарегистрировано право собственности 11 ноября 2013 г. на объект недвижимости - сооружение энергетики, кадастровый номер N.., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Алексеевка, протяженностью 17078; 7 августа 2014 г. объект недвижимости - инженерные сети, канализация, назначение водоснабжение и водоотведение, год постройки 2008, кадастровый номер N.., расположенные по адресу: Республика Башкортостан, адрес, протяженностью 9645.
В материалы дела также представлены выкопировка из генплана на земельный участок с кадастровым номером N... и сведения из публичной кадастровой карты, содержащие сведения об инженерных сетях - канализации и электроснабжения, из которых усматривается, что названные инженерные сети проходят в границах территории красных линий и имеются присоединения к жилому дому истца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ильиной Е.В, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что поскольку на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером N... расположены объекты недвижимости - сооружения, принадлежащие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, права которой могут быть нарушены при предоставлении испрашиваемого участка в собственность Ильиной Е.В, отказ Минземимущества, выраженный в письме N 2338-Г от 3 октября 2017 г, является законным, и как следствие, земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность за плату.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса, в данном случае, решение вопроса о предоставлении спорного земельного участка в собственность входит в компетенцию Минземимущества.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение установлен статьями 39.14 (подпункт 7 пункта 1), 39.20 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, поскольку истец Ильина Е.В. является собственником жилого дома по адресу: адрес, в силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации ей принадлежит исключительное право на приобретение земельного участка, находящегося под ним.
По смыслу подпункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации наличие права аренды в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не препятствует осуществлению исключительного права на приобретение земельных участков в собственность гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если арендатор по договору и обладатель указанного исключительного права совпадают в одном лице.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктами 4 - 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, Минземимущество ссылалось на положения пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлено принятие уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
С указанным согласился суд первой инстанции, полагая, что земельный участок с кадастровым номером N.., на котором располагается принадлежащий Ильиной Е.В. на праве собственности жилой дом, не может быть передан в собственность за плату, так как на нем расположены инженерные сети - канализации и электроснабжения, принадлежащие Администрации Уфимского района Республики Башкортостан, что сделано без учета доводов стороны истца, не получивших никакой оценки со стороны суда, о правовом регулировании использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, предусмотренного главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень иных видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, в котором среди прочих названы: линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство и т.д.
Размещение вышеперечисленные объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено без предоставления земельных участков и установления сервитутов, то есть без совершения сделок по предоставлению земельных участков.
Пунктами 6, 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.
Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Для случая нахождения на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке объектов, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключение - уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью.
Поскольку сооружение канализационных сетей является линейным сооружением, то оно может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними. Действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, в границах которых расположены соответствующие объекты, а лишь устанавливает особый порядок использования таких участков, предусматривающий принятие землепользователями мер по обеспечению сохранности водоводов и коллекторов.
В данном случае собственник инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов.
С учетом изложенного выше, факт расположения подземных инженерных коммуникаций и сетей электроснабжения, принадлежащих Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, не может препятствовать реализации истцу ее исключительного права на предоставление земельного участка в собственность, тем более, таких препятствий не было для ответчика при заключении с истцом договора аренды земельного участка с кадастровым номером N.., на что также правомерно обращено внимание стороны истца, со ссылкой на положения статьи 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении как в собственность, так и в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы и признает, что отказ Минземимущества в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N.., выраженный в письме N 2338-Г от 3 октября 2017 г, является незаконным.
Поскольку оспариваемое истцом решение Минземимущества связано с отказом заключить договор купли-продажи земельного участка, допущенное нарушение устраняется путем возложения на Минземимущество обязанности подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи, подписать и направить его в установленный срок Ильиной Е.В. по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка на 21 сентября 2017 г. - момент обращения Ильиной Е.В. в Минземимущество с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, по которому судом признается незаконным отказ в письме N 2338-Г от 3 октября 2017 г. (Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 г. N 629). Доказательств поступления ответчику и регистрации в установленном порядке обращения Ильиной Е.В. 1 декабря 2016 г. о предоставлении спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
Руководствуясь статьями 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Ильиной Елены Васильевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и возложении обязанности подготовить, подписать и направить проект договора купли-продажи земельного участка - удовлетворить.
Принять незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в письме N 2338-Г от 3 октября 2017 г. в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N... площадью 1006 кв. м.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовить в трех экземплярах, подписать и направить Ильиной Елене Васильевне проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N... площадью 1006 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания малоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с адрес, по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка на 21 сентября 2017 г.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Моисеева Г.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.