Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Кривцовой О.Ю. и Смирновой О.В.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 7 мая 2018 г, по административному иску Галеевой Г.М. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления N 124 от 19 февраля 2018 г. об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, выслушав объяснения представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Кучерявенко А.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Галеева Г.М. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Благовещенска) о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления N 124 от 19 февраля 2018 г. Администрация Благовещенска об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заявленные требования мотивированы тем, что Галеева Г.М. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживает по адресу: адрес, общей площадью 33,3 кв. м, которая принадлежит ее внуку Галяутдинову А.А. Кроме нее в указанной квартире зарегистрированы и проживают: внук Галяутдинов А.А, внучка Тимофеева З.А, муж внучки Тимофеев А.Г. В собственности Галеева Г.М. какое-либо жилье не имеет, материальное положение не позволяет приобрести для себя жилье, хотя она всю сознательную жизнь трудилась, является ветераном труда, награждена медалью "Ветеран труда" за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета БАССР от 11 июля 1977 г, является инвалидом второй группы с 2004 г. В 2017 г. Галеева Г.М. узнала, что Президент Российской Федерации 7 мая 2008 г. N 714 издал Указ "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов". Обратилась в 2018 г. с заявлением к Администрации Благовещенска о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, на что получила отказ, так как Тимофеева З.А. зарегистрирована в квартире, где проживает истица, 17 января 2017 г, а ее муж Тимофеев А.Г. 28 октября 2017г, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия, у Тимофеева А.Г. имеется в собственности жилое помещение общей площадью 21,8 кв. м по адресу: адрес.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 7 мая 2018 г. постановлено:
административные исковые требования Галеевой Г.М. удовлетворить.
Признать Галееву Гульжиган Мухаметшиновну нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным постановление Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан N124 от 19 февраля 2018 года об отказе в признании Галеевой Г.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан поставить Галееву Гульжиган Мухаметшиновну на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан включить Галееву Гульжиган Мухаметшиновну в Единый список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе Администрация Благовещенска ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Административный истец Галеева Г.М, представитель административного ответчика - Администрации Благовещенска, представитель заинтересованного лица - Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Галеева Г.М. обратилась с заявлением об отложении рассмотрения дела, поскольку желает участвовать в судебном заседании лично, однако по состоянию здоровья 18 июля 2018 г. участвовать не может; иные лица об уважительных причинах неявки не сообщали.
Статья 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства; удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В ходатайстве об отложении судебного заседания Галеевой Г.М. судебной коллегией отказано, так как не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие невозможность административного истца явиться в судебное заседание. Как усматривается из материалов дела, Галеева Г.М. в суде первой инстанции лично участие не принимала, дело велось с участием ее представителя, который также извещен о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом, представил в материалы дела письменное возражение на апелляционную жалобу Администрации Благовещенска.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец Галеева Г.М, 25 февраля 1927 г. рождения, являющаяся инвалидом II группы по общему заболеванию, вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована с 22 июня 2001 г. и проживает в квартире N N... общей площадью 33,3 кв. м, в том числе жилой 17,1 кв. м, дома N адрес Республики Башкортостан.
Указанное жилое помещение принадлежало административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 3 мая 2001 г, было подарено ею на основании договора дарения от 18 мая 2012 г. Галяутдиновой Т.Т, в настоящее время на основании договора купли-продажи от 14 ноября 2016 г. принадлежит внуку административного истца - Галяутдинову А.А, который с 17 ноября 2016 г. зарегистрирован в вышеназванной квартире.
17 января 2017 г. в вышеназванном жилом помещении также была зарегистрирована по месту жительства внучка административного истца - Тимофеева З.А. и 28 октября 2017 г. ее муж - Тимофеев А.Г, который на основании договора участия в долевом строительстве жилого дома от 23 марта 2015 г. N 3В-30, акта приема-передачи от 18 декабря 2015 г, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является собственником квартиры N N... площадью 21,8 кв. м в адрес Республики Башкортостан.
26 января 2018 г. Галеева Г.М. обратилась в Администрацию Благовещенска с заявлением N 580 о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в чем уведомлением N 43 от 21 февраля 2018 г. отказано в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Постановление N 124 от 19 февраля 2018 г.). В уведомлении административного ответчика указано, что Галеева Г.М. проживает в вышеназванном жилом помещением, где зарегистрировано 4 человека, граждане Тимофеева З.А. зарегистрирована 17 января 2017 г, Тимофеев А.Г. - 28 октября 2017 г, тем самым ухудшились жилищные условия. Также проверкой установлено, что у Тимофеева А.Г. имеется в собственности жилое помещение по адресу: адрес - 190, общей площадью 21,8 кв. м.
Основным условием для определения нуждаемости и постановки на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях является обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения, занимаемого Галеевой Г.М. и членами ее семьи. Постановлением Администрации Благовещенска от 21 марта 2012 г. N 381 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Обеспеченность семьи Галеевой Г.М. составляет более 12 кв. м общей жилой площади на одного человека (33,3 кв. м + 21,8 кв. м = 55,1 кв. м : 4 чел. = 13,77 кв. м/чел).
Удовлетворяя требования Галеевой Г.М, суд первой инстанции исходил из того, что Галеева Г.М. с членами семьи проживает в жилом помещении, в котором на каждого приходится по 8,33 кв. м жилого помещения, т.е. она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ее следует признать нуждающейся в жилом помещении.
Суд первой инстанции отверг довод административного ответчика о том, что регистрация Тимофеевых в указанной квартире является действием, свидетельствующем о намеренном ухудшении своих жилищных условий, так как согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таких действий истица Галеева Г.М. не совершала; она не является собственником жилого помещения и регистрация Тимофеевой З.А. и Тимофеева А.Г. в нем произведена не по воле Галеевой Г.М, а с согласия собственника Галяутдинова А.А, следовательно, указанное обстоятельство не может повлиять на жилищные права истца и не влечет последствий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции также отклонил довод административного ответчика о том, что истица Галеева Г.М. обеспечена учетной нормой жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих внуку Галяутдинову А.А. по адресу: РБ адрес, и супругу внучки Тимофеевой З.А. - Тимофееву А.Г. по адресу: адрес, так как Галеева Г.М. в жилое помещение, принадлежащее Тимофееву А.Г, не вселялась и в нем не проживала, следовательно, истец права пользования указанными жилыми помещениями не имеет; она не приобрела права пользования ими и по другим правовым основаниям (по гражданско-правовым сделкам), такие доказательства суду не представлены, поэтому данные жилые помещения не могли быть учтены при определении размера площади жилого помещения, приходящейся на долю Галеевой Г.М.
Такие выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что основанием обеспечения члена семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны жилым помещением является установление факта его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В суде установлено, что обращение Галеевой Г.М. в Администрацию Благовещенска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий имело место 26 января 2018 г, после регистрации в квартире совместно с Галеевой Г.М. ее внучки Тимофеевой З.А. и ее мужа Тимофеева А.Г, в результате чего в квартире N адрес, где проживает и зарегистрирована Галеева Г.М, на нее и всех членов семьи стало приходиться по 8,32 кв. м общей площади жилого помещения, при том, что Тимофеев А.Г. являлся собственником квартиры по адресу: адрес, что имело существенное значение для дела, поскольку наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В связи с этим утверждения административного истца Галеевой Г.М, принятые судом первой инстанции, что она не является собственником жилого помещения по адресу: адрес - 27, и регистрация Тимофеевой З.А. и Тимофеева А.Г. в нем произведена не по воле Галеевой Г.М, а с согласия собственника Галяутдинова А.А, следовательно, указанное обстоятельство не может повлиять на жилищные права истца; в принадлежащее Тимофееву А.Г. на праве собственности жилое помещение Галеева Г.М. не вселялась и в нем не проживала, истец права пользования жилым помещением, принадлежащим Тимофееву А.Г, не приобрела, не могли являться основанием для исключения принадлежащего на праве собственности Тимофееву А.Г. жилого помещения при определении уровня обеспеченности административного истца общей площадью жилого помещения, и суд первой инстанции необоснованно принял их во внимание, не приведя мотивов, предусмотренных законом для иного определения уровня обеспеченности общей площади жилого помещения.
Из изложенного следует, что находящаяся в собственности Тимофеева А.Г. квартира подлежала учету.
Поскольку суммарная общая площадь двух вышеуказанных жилых помещений составила 55,1 кв. м (33,3 кв. м + 21,8 кв. м), то есть более учетной нормы в размере 12 кв. м (по 13,77 кв. м), приходящейся на административного истца, ее двух внуков и зятя, и не позволяла на 26 января 2018 г. поставить Галееву Г.М. на учет.
Само по себе указание Администрацией Благовещенска в оспариваемом отказе Галеевой Г.М. на положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации о намеренном ухудшении ею жилищных условий, что не может быть признано судебной коллегией обоснованным, не явилось причиной для отказа Галеевой Г.М. в постановке на жилищный учет, так как при рассмотрении ее заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении исследовался вопрос, является ли заявительница нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством, следовательно, вывод Администрации Благовещенска об отсутствии оснований, дающих право поставить Галееву Г.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказ в постановке на такой учет основан на законе.
Изложенное является основанием для отмены в апелляционном порядке судебного акта об удовлетворении административного искового заявления Галеевой Г.М. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308, 309, 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 7 мая 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Галеевой Гульжиган Мухаметшиновны к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан N 124 от 19 февраля 2018 г. об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, - отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Гарипова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.