Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фроловой Т.Е,
судей Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р,
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Юсупова Ф.С. к Отделу по вопросам миграции Отделения МВД России по Ермекеевскому району о снижении срока не разрешения на въезд в Российскую Федерацию, по апелляционным жалобам Отдела МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан, МВД по Республике Башкортостан на решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, представителя МВД по Республике Башкортостан Гарипова А.А, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Юсупов Ф.С. обратился в суд с административным иском к Отделу МВД по Ермекеевскому району Республики Башкортостан о снижении срока не разрешения на въезд в Российскую Федерацию.
В обоснование иска указал, что он является гражданином Республики Таджикистан, в дата въехал на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства Российской Федерации. Постановлением Симоновского районного суда г.Москвы от 12 декабря 2014 года он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, въезд на территорию Российской Федерации ему не разрешен до дата. Все его близкие родственники являются гражданами России и проживают в Российской Федерации.
Истец просил суд снизить срок не разрешения на въезд в Российскую Федерацию до дата.
Решением Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 октября 2017 года постановлено:
административный иск Юсупова Ф.С. к Отделу по вопросам миграции Отделения МВД России по Ермекеевскому району о снижении срока не разрешения на въезд в Российскую Федерацию удовлетворить.
Снизить Юсупову Ф.С. срок не разрешения на въезд в Российскую Федерацию до дата.
В апелляционной жалобе Отдел МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, так как предмет оспаривания отсутствует, решения о не разрешении въезда истцу на территорию Российской Федерации не имеется. Кроме того, указывает о ненадлежащем извещении при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, так как судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. В нарушение статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявитель не был извещен о дате рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем был лишен возможности довести до сведения суда порядок распределения полномочий по принятию решений о неразрешении въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства Российской Федерации. Кроме того, заявитель не был привлечен к участию в деле, хотя решение напрямую затрагивает права и законные интересы МВД по Республике Башкортостан.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 мая 2018 года МВД по Республики Башкортостан восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы (л.д.112-115).
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46 часть 1; статья 120 часть 1; статья 123 часть 5).
Круг лиц, участвующих в административном деле, определен статьей 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что заинтересованное лицо может быть привлечено к участию в деле только в суде первой инстанции.
Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска (часть 3 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала (часть 6 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет в том числе заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
Частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что лица, участвующие в деле извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Как следует из части 3 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
В силу пункта 1 части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания, разбирательство дела откладывается.
На основании части 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
По смыслу приведенных норм права, разбирательство административного дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание является гарантией соблюдения принципов административного судопроизводства и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии административного процесса. Без надлежащего извещения участников процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства указанная функция судебного заседания не может быть выполнена. Отсюда вытекает необходимость неукоснительного соблюдения установленного административным процессуальным законодательством порядка извещения участвующих в деле лиц, причем в деле должны сохраняться необходимые доказательства, подтверждающие факт их надлежащего извещения.
Согласно статье 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право (часть 1):
1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;
2) заявлять отводы;
3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;
4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;
5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования;
6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;
7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;
8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;
11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;
12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала (часть 6).
Из материалов дела следует, что при оглашении решения суда от дата предстатель Отделение МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан участия не принимал, что подтверждается протоколом судебного заседания от дата.
На л.д.21 имеется заявление должностного лица - начальника ОВД ОМВД России по Ермекеевскому району Зинатуллиной Г.Р. о рассмотрении дела в ее отсутствие. Вместе с тем, указанный документ не свидетельствует об извещении Отделения МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан, которое указано в качестве ответчика Юсуповым Ф.С.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие извещение Отделения МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан.
Таким образом, на момент принятия обжалуемого решения суду было известно об отсутствии надлежащего извещения заинтересованного лица Отделения МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду надлежало принять меры по надлежащему извещению привлеченного заинтересованного лица и провести подготовку к судебному разбирательству.
Следовательно, судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено в отсутствие ответчика Отделения МВД России по Ермекеевскому району Республике Башкортостан, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что повлекло нарушение права на судебную защиту.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, поскольку оно не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. В результате рассмотрения дела участники процесса были лишены возможности участвовать в судебном разбирательстве, реализовывать свои права, предусмотренные статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в том числе в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Поскольку обжалуемое решение подлежит безусловной отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то суд апелляционной инстанции не входит в обсуждение принятого решения по существу.
При новом рассмотрении дела суду следует принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Отделение по вопросам миграции Отделения МВД России по адрес Республики Башкортостан не может быть стороной в споре, поскольку не является самостоятельным юридическим лицом, а является подразделением Отделения МВД России по Ермекеевскому району Республики Башкортостан.
Наряду с этим, к участию в деле судом первой инстанции подлежало привлечению МВД России по Республике Башкортостан, поскольку принятое решение затрагивает законные права и интересы государственного органа, возлагая на него обязанности которые он не может исполнить в силу объективных причин, а именно в виду того, что решение о неразрешении въезда в Российской Федерации истцу не принималось, а снизить срок неразрешения ему въезда не в силах, потому что запрет на въезд Юсупову Ф.С. является следствием его привлечения к административной ответственности и выдворения за пределы Российской Федерации. Запрет на въезд установлен автоматически как последствия его выдворения, при чем сотрудниками миграционного ведомства г.Москвы также не принималось решения о неразрешении въезда в Российской Федерации Юсупову Ф.С, ими направлено представление в пограничные органы с уведомлением о запрете Юсупова Ф.С. въезжать в Россию до дата.
Суд первой инстанции лишил МВД России по Республике Башкортостан возможности довести до сведения судебного органа как распределились полномочия МВД России по районным, городским подразделениям и МВД России по Республике Башкортостан по организации работы по принятию решений о неразрешении въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации, а также разъяснить законодательство Российской Федерации, регулирующее данную работу в целом.
Так, в решении суда указано, что Юсупов Ф.С. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему постановлением Симоновского районного суда г.Москвы от 12 декабря 2014 года назначено административное наказание в виде штрафа с административным выдворением. Запрет на въезд на срок 5 лет является необратимым последствием выдворения, накладывается автоматически без вынесения решения о неразрешении въезда в Российской Федерации и контролируется пограничной службой.
Согласно пункту 2 статья 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд иностранному гражданину не разрешается если в отношении него выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации... - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу пункта 1 Порядка информирования ФСБ России о принятом решении о неразрешении въезда в Российской Федерации, в случае принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и относящимся к компетенции ФМС России, структурное подразделение центрального аппарата ФМС России, к компетенции которого относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции или территориальные органы ФМС России оформляют представление о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина.
На основании установленных миграционным законодательством России требований, представление в пограничные органы в отношении истца направлено должностными лицами миграционного отдела ГУВМ г.Москвы, которое суду также необходимо было уведомить о рассмотрении иска Юсупова Ф.С. и запросить копию представления.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит безусловной отмене, с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 октября 2017 года отменить, административное дело по Юсупова Ф.С. к Отделу по вопросам миграции Отделения МВД России по Ермекеевскому району о снижении срока не разрешения на въезд в Российскую Федерацию, направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Багаутдинов М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.