Дата вступления в законную силу - 4 сентября 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-815/2018
03 августа 2018 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при секретаре Ханановой А.Т,
при участии представителя административного истца ООО "Регион-Ресурс" Аминева М.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Регион-Ресурс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Регион-Ресурс" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он на праве собственности владеет объектом капитального строительства с кадастровым номером N..,... ).
Данный объект капитального строительства расположен на земельных участках с кадастровым номером N..,...
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере...
Вместе с тем, согласно отчету ООО "Альпари" N325/11/17 от 08 декабря 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N402 от 06 февраля 2018 года заявление ООО "Регион-Ресурс" было отклонено.
Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их реальной стоимости влечет за собой увеличение выкупной цены земельных участков. Тем самым нарушаются права административного истца, как лица, имеющего исключительное право выкупа земельных участков.
На основании изложенного, административный истец просил суд:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N..,... рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N..,...
Представитель административного истца ООО "Регион-Ресурс" -Аминев М.М, действующий по доверенности от 18 апреля 2018 года, административные исковые требований поддержал, просил суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 июня 2014 года в размере, установленном заключением судебной экспертизы.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 приведенного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Результаты кадастровой стоимости используются при выкупе земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион-Ресурс" является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N..,...
Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность, по тем основаниям, что один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 01 июня 2014 года утверждены постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 мая 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере...
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как лица, имеющего исключительное право выкупа спорных земельных участков.
Административным истцом ООО "Регион-Ресурс" в обоснование размера рыночной стоимости земельных участков представлен отчет ООО "Альпари" N325/11/17 от 08 декабря 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 31 декабря 2017 года ООО "Регион-Ресурс" было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением комиссии N402 от 06 февраля 2018 года заявление ООО "Регион-Ресурс" отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости земельных участков требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июня 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр кадастра оценки права".
Согласно заключению эксперта ООО "Центр кадастра оценки права" Гайнетдиновой К.Л. N31/2018 от 16 июля 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.