Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Мисхожева М.Б.
Судей Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре Жантуеве К.Р.
с участием представителя Волхова А.А. - Казановой З.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" к Волхову А.А. о взыскании неосновательного обогащения,
по апелляционной жалобе ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" на дополнительное решение Нальчикского городского суда КБР от 27 ноября 2017 года,
установила:
ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" обратилось в суд с иском к Волхову А.А, в котором просило взыскать с ответчика 1370717, 10 руб. неосновательного обогащения.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2017 года исковые требования ФКУ"Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" удовлетворены частично. Постановлено о взыскании с Волхова А.А. в пользу истца 669418 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных истцом требований отказано.
Дополнительным решением Нальчикского городского суда КБР от 27 ноября 2017 года с ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и с Волхова А.А. в доход бюджета городского округа Нальчик взыскана государственная пошлина в размере 9894, 18 руб. и 5159, 4 руб. соответственно.
Не согласившись с дополнительным решением суда, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" подана апелляционная жалоба об его отмене.
В обоснование жалобы ее автор указывал, что в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 8 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N "О структуре федеральных органов власти", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" относится к органам военного управления, которое на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" освобождено от уплаты государственной пошлины.
Указанные законоположения судом первой инстанции при вынесении дополнительного решения о взыскании с истца государственной пошлины учтены не были.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства.
Из положений пункта 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне").
Таким образом, учитывая подведомственность ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", а также цели создания и выполнение учреждением функций в рамках компетенции и функций государственного органа - Министерства обороны Российской Федерации, на истца в полной мере распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные законоположения судом при вынесении обжалуемого дополнительного решения о взыскании с истца государственной пошлины в размере 9894, 18 руб. приняты во внимание не были, что приводит коллегию к выводу о том, что обжалуемое решение в указанной части подлежит отмене.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, направлены на оспаривание обстоятельств, установленных решением Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2017 года, которым разрешены требования истца о взыскании с Волхова А.А. неосновательного обогащения.
Поданная ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" на указанный судебный акт апелляционная жалоба была возвращена истцу, о чем Нальчикским городским судом КБР 19 декабря 2017 года было вынесено определение, вступившее в законную силу.
При таких обстоятельствах, коллегия в обсуждение указанных доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, не вступает.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Дополнительное решение Нальчикского городского суда КБР в части взыскания с ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" государственной пошлины в размере 9894, 18 руб. в пользу Местного самоуправления городского округа Нальчик отменить.
Председательствующий М.Б.Мисхожев
Судьи Е.И.Жерновой
З.Т.Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.