Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Скакуна А.И., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Ноговициной Л.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 22 мая 2018 года по делу по административному иску Зуева А.В. к Главе МО "п.Чокурдах" о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, обеспечить условия для организации подачи горячей воды, компенсации морального вреда, которым
постановлено:
Административное исковое заявление Зуева А.В. частично удовлетворить.
Обязать муниципальное образование "п.Чокурдах" в срок до 1 июня 2018 года обеспечить Зуеву А.В. беспрепятственный доступ через тепловые сети между котельной N1 и домом N16 по ул.О.Кальвица и между домами N5 и N6 по ул.350 лет Русского Устья к объектам социальной инфраструктуры на территории Муниципального образования "п.Чокурдах".
Взыскать с Муниципального образования "п.Чокурдах" в пользу Зуеву А.В. компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, судебная коллегия
установила:
Зуев А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что 11.01.2018 г. обратился к Главе МО "п.Чокурдах" Шарипову Д.Ф. с заявлением об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры поселка, обеспечении в квартире... бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, температуру горячей воды в местах водоразбора не ниже 60°С и не выше 70°С, качества горячей воды в соответствии с требованиями санитарного законодательства, подачи тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы круглогодично. Ответ на данное заявление он не получил, в связи с чем просил суд признать бездействие Главы МО ГП "п.Чокурдах" Шарипова Д.Ф. и обязать его в срок до 1 июня 2018 года исполнить указанные в его заявлении требования. Также просил взыскать с ответчика моральный вред в размере 15 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выражает несогласие с размером взысканной судом суммы компенсации морального вреда, а также с оценкой доказательств, указывает, что в материалах дела не представлен договор, подтверждающий заключение договора о предоставлении коммунальных услуг между МО ГП "Поселок Чокурдах" с ГУП ЖКХ РС (Я).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, с ходатайством об отложении по уважительным причинам не обратились.
Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), части 2 статьи 306 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу ст. 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В силу положений постановления Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Зуев А.В, являющийся ********, 11.01.2018 года обратился к главе муниципального образования "поселок Чокурдах" с заявлениями об обеспечении ему беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры поселка. Ответчик в суде первой инстанции не отрицал наличие указанных в заявлении нарушений, при этом доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в суд первой инстанции не представил.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции признал требования истца в этой части обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции: судом правильно применены нормы права, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 84 КАС РФ.
Отказывая административному истцу в части удовлетворения требований об обеспечении условий для организации подачи горячей воды в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация МО "п.Чокурдах" не является поставщиком коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения, отопления) и соответственно не может нести ответственность за некачественное предоставление коммунальных услуг. В материалах дела имеется договор поставки коммунальных ресурсов, заключенный между Зуевым А.В. и ГУП ЖКХ РС (Я) (л.д. 55-56).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в данной части является правильным.
Определенный судом размер компенсации морального вреда соответствует принципу разумности и справедливости, соответствует конкретным обстоятельствам дела и оснований для его увеличения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что сумма компенсации морального вреда является заниженной, несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили правовую оценку в судебном решении. Ссылки на обстоятельства, не исследованные судом, жалоба не содержит. Несогласие заявителя жалобы с той оценкой, которую дал суд установленным по делу обстоятельствам, об ошибочности судебного решения не свидетельствует и поводом к его отмене не является.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 22 мая 2018 года по делу по административному иску Зуева А.В. к Главе МО "п.Чокурдах" о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, обеспечить условия для организации подачи горячей воды, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Скакун А.И.
Кычкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.