Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Красиковой О.Е,
при секретаре - Володиной Е.С,
с участием прокурора - Тюхтеневой И.М,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Любченко Н к Совету депутатов МО "Артыбашское сельское поселение" о признании недействующим генерального плана МО "Артыбашское сельское поселение", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" от 18 марта 2016 года N 21-8, в части включения в функциональную зону мест отдыха общего пользования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А,
УСТАНОВИЛ:
Любченко Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Совету депутатов муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" Турочакского района о признании недействующим Генерального плана МО "Артыбашское сельское поселение" Турочакского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" от 18 марта 2016 года N 21-8, в части включения в функциональную зону мест отдыха общего пользования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А.
Требование мотивировано тем, что Любченко Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 04:03:090401:118, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А, приобретенного 21 октября 2013 года по возмездной сделки для ведения личного подсобного хозяйства. В мае административный истец решиланачать подготовку участка к использованию, однако было выяснено, что участок отнесен генеральным планом поселения к зоне мест отдыха общего пользования, в связи с чем администрация не может согласовать никакие запросы собственника по использованию участка в личных целях. Административный истец неоднократно обращалась в прокуратуру Турочакского района, которой было вынесено представление главе Артыбашского сельского поселения об устранении нарушений, однако никаких мер по внесению изменений в генеральный план в отношении спорного земельного участка не принято. Нахождение спорного земельного участка в указанной функциональной зоне подтверждается исполнительной съемкой, также из данной съемки следует, что данный земельный участок не закрывает свободный доступ ни к каким объектам имеющим какое-либо общественное значение. Положениями градостроительного регламента Артыбашского сельского поселения для функциональной зоны места отдыха общего пользования не предусмотрены виды разрешенного использования: возведение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции и т.п.
Принятие нормативного акта о включении земельного участка собственника в функциональную зону мест отдыха общего пользования лишает административного истца возможности осуществления своих прав в соответствии с требованиями федерального законодательства о необходимости соблюдения градостроительного регламента при использовании земельного участка согласно его целевому назначению - для ведения личного подсобного хозяйства. 14 сентября 2017 года во время организации проведения общеустроительных земельных работ на участке администрацией Артыбашского сельского поселения в адрес организатора работ выдано предписание о немедленном прекращении земельных и строительных работы до получения разрешительных документов. Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 26 декабря 2017 года указанное предписание признано недействительным. Кроме того, административным ответчиком в нарушение положений Кодекса административного судопроизводства РФ не доказано осуществление согласования проекта Генерального плана МО "Артыбашское сельское поселение" до его утверждения. Требованиями градостроительного законодательства РФ, действовавшего в период осуществления принятия генерального плана поселения, утверждено обязательное участие в публичных слушаниях правообладателей соответствующих земельных участков и (или) объектов капительного строительства. Административным ответчиком в нарушение статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ не доказано принятие необходимых разумных мер для обеспечения возможности участия в публичных слушаниях правообладателей земельных участков и, в частности, административного лица, который не был никак уведомлен о времени и месте проведения публичных слушаний.
Обязанность уведомления правообладателей о проведении публичных слушаний объективно следует из требования закона об обязанности проведения таких слушаний с участием правообладателей, иным образом для правообладателей отсутствует возможность своевременно знать о времени и месте проведения публичных слушаний. На картографической части генерального плана не показаны земли частной собственности, такие как, например, участок административного истца, не показано распределение застройки по этажности и степени капитальности, а также нет обозначения высоковольтной линии электропередач мощностью 10Кв, которая проходит, в том числе и через участок административного истца и подтверждается данными исполнительной съемки. Административным ответчиком в нарушение положений Кодекса административного судопроизводства РФ не доказано соответствие Генерального плана МО "Артыбашское сельское поселение" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебное заседание Любченко Н.А. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, ее представитель Клинчаян В.А. заявленные исковые требования поддержал.
Совет депутатов МО "Артыбашское сельское поселения" не направил для участия в деле своего представителя, председатель Совета депутатов просил рассмотреть дело без участия административного ответчика, возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Администрация МО "Артыбашское сельское поселение" не направила для участия в деле своего представителя, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Тюхтеневу И.М, указавшую на возможность удовлетворения заявленного административного иска, суд приходит к следующему.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения определен в Градостроительном кодексе РФ.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Подготовка генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай представительным органом муниципального образования является Артыбашский Совет депутатов Турочакского района Республики Алтай.
С 31 декабря 2015 года проводились публичные слушания по проекту Генерального плана Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай. О проведении публичных слушаний население было извещено путем размещения решения о проведении публичных слушаний на информационном стенде в библиотеке, администрации, на сайте муниципального образования. Всего проведено три публичных слушания, по результатам которых составлено заключение.
Решением Артыбашского Совет депутатов от 18 марта 2016 года N21-8 утвержден Генеральный план муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" Турочакского района Республики Алтай в составе материалов согласно приложению. Приложение N2 представляет собой карту планируемого размещения объектов местного значения с. Артыбаш Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай.
Судом установлено, что решение принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования Артыбашское сельское поселение, генеральный план официально опубликован на сайте МО "Артыбашское сельское поселение" http://asp-artibash.ru, а также путем размещения текста на информационном стенде в библиотеке, администрации, следовательно, надлежащим образом доведен до сведения населения.
В силу частей 1, 4 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых принят этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Любченко Н.А. на основании договора купли-продажи от 21 октября 2013 года с 31 октября 2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 04:03:090401:118, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А. Также с указанной даты административный истец является собственником расположенного на данном земельном участке хозяйственного строения или сооружения с кадастровым номером 04:03:090401:881, приобретенного на основании договора купли-продажи от 21 октября 2013 года.
Из имеющегося в материалах дела вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Алтай от 26 декабря 2017 года установлено, что в адрес ИП Клинчаян В.А, который по договору с Любченко Н.А. осуществлял подготовительные земельные и строительные работу на спорном земельном участке, представителем Артыбашской сельской администрации было выдано предписание о немедленном прекращении земельных и строительных работ до получения разрешительных документов, данное предписание признано судом недействительным.
Спорный земельный участок в 2005 году был предоставлен Ю (бывший собственник) в аренду на три года для ведения личного подсобного хозяйства на основании распоряжения главы Артыбашской сельской администрации N51 от 07 июля 2005 года.
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 24 октября 2005 года с кадастровым номером 04:03:090401:118, площадью 3000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. На день вынесения решения суда целевое назначение и вид разрешенного использования земельного участка не изменился.
В судебное заседание представителем Любченко Н.А. в обоснование доводов о включении земельного участка в функциональную зону мест отдыха общего пользования представлен отчет о геодезических работах, выполненный кадастровым инженером Ивановой Л.В.
Из данного отчета следует, что функциональная зона мест отдыха общего пользования, обозначенная в Приложении N2 - карта планируемого размещения объектов местного значения с. Артыбаш Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, включает в себя земельный участок с кадастровым номером 04:03:090401:118 по всей площади и за его пределами; соседние земельные участки с частной формой собственности, указанная функциональная зона в себя не включает.
Из имеющихся в материалах дела ответов прокуратуры Республики Алтай от 29 августа 2017 года, прокуратуры Турочакского района от 10 июля 2017 года и 23 января 2018 года следует, что согласно Генеральному плану МО "Артыбашское сельское поселение", земельный участок с кадастровым номером 04:03:090401:118 отнесен к функциональной зоне мест отдыха общего пользования.
При сопоставлении генерального плана и публичной кадастровой карты усматривается, что спорный земельный участок находится в функциональной зоне мест отдыха общего пользования.
Таким образом, судом установлено, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок включен в оспариваемом генеральном плане в функциональную зону мест отдыха общего пользования, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Суд полагает, что оспариваемым в части нормативный правовой акт принят с нарушением действующего земельного и градостроительного законодательства, повлекшее нарушение прав и законных интересов административного истца как правообладателя земельного участка.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Градостроительным кодексом РФ определено, что территориальное планирование как вид градостроительной деятельности направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 1 статьи 1, часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральный план поселения, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу РФ, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3, часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
К таким принципам относятся обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункты 1, 4, 8 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования, ограничены в обороте.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
С учетом вышеизложенных положений закона, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 04:03:090401:118 был сформирован в 2005 году и приобретен в собственность Любченко Н.А. до момента утверждения оспариваемого генерального плана, у Совета депутатов Артыбашского сельского поселения не имелось правовых оснований для отнесения указанного земельного участка к территории общего пользования.
При таких обстоятельствах Генеральный план МО "Артыбашское сельское поселение", утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" от 18 марта 2016 года N 21-8, в части включения в функциональную зону мест отдыха общего пользования земельного участка с кадастровым номером 04:03:090401:118, расположенного поселения по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства считает необходимым опубликовать настоящее решение суда в еженедельном информационном издании Турочакского района "Истоки Плюс".
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Любченко Н к Совету депутатов МО "Артыбашское сельское поселение" Турочакского района о признании недействующим Генерального плана МО "Артыбашское сельское поселение" Турочакского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" от 18 марта 2016 года N 21-8, в части включения в функциональную зону мест отдыха общего пользования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А, удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" Турочакского района Республики Алтай, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Артыбашское сельское поселение" от 18 марта 2016 года N 21-8, в части включения в функциональную зону мест отдыха общего пользования земельного участка с кадастровым номером 04:03:090401:118, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, ул. Подгорная, д. 14 А.
Решение подлежит опубликованию в еженедельном информационном издании Турочакского района "Истоки Плюс".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Алтай.
Судья О.Е. Красикова
Мотивированное решение суда составлено 26 июня 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.