Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В,
судей краевого суда Комковой С.В,
Ковалевской В.В,
при секретаре Дорофеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 июля 2018 года гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" к Турскому О. А, Сваловой В. Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Казанцевой В. А, об освобождении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя истца Кудрявцева А.А.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" к Турскому О. А, Сваловой В. Н, Казанцевой В. А. об освобождении жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ковалевской В.В, судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что в целях реализации гарантированного государством права на обеспечение жилыми помещениями военнослужащий Турский О.А. совместно с членами его семьи Сваловой В.Н. и Казанцевой В.А. был обеспечен жилым помещением путем предоставления целевой жилищной субсидии на его расчетный счет. Соглашением от 30 августа 2016 года Турский О.А. принял на себя обязательство в течение 4-х месяцев после перечисления денежных средств на его расчетный счет освободить квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в которой он проживал со своей семьей на основании договора найма служебного помещения от 21.10.2015 N 09/36-533. Денежные средства перечислены ответчику, однако обязательство по освобождению жилого помещения не исполнено. На основании изложенного истец просил обязать ответчиков освободить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 15 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Военное следственное управление СК России по Восточному военному округу.
Судом постановлено вышеназванное решение (л.д. 65-69).
В апелляционной жалобе представитель истца Кудрявцев А.А. просит решение суда отменить, исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В письменных возражениях ответчик Турский О.А, представитель третьего лица Маковецкий Е.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не направляли.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК) судебная коллегия рассмотрела дело при данной явке.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с Турским О.А. на срок до 26 мая 2018 года был заключен контракт о прохождении военной службы, в соответствии с которым он проходил военную службу в военном следственном отделе СК РФ по Борзинскому гарнизону (л.д. 39 - 41).
На период прохождения военной службы до 23 марта 2017 года по договору найма служебного жилого помещения от 21 октября 2015 года Турскому О.А. предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес" для проживания Турского О.А. и членов его семьи Сваловой В.Н, Казанцевой В.А. (л.д. 6).
Соглашением от 30 августа 2016 года, заключенным между 4 отделом ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Турским А.В, Сваловой В.Н, предусмотрено условие перечисления Турскому О.А. и членам его семьи средств жилищной субсидии - сдача Турским А.В. и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; в этом же соглашении содержится обязательство Турского О.А. и членов его семьи не позднее четырех месяцев с перечисления жилищной субсидии освободить занимаемое на основании договора найма служебного жилого помещения от 21 октября 2015 года жилое помещении (л.д. 3).
Решением ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 6332 от 23 сентября 2016 года Турскому О.А. и членам его семьи Сваловой В.Н, Казанцевой В.А. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д. 4).
Решением ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 10-34/128 от 5 октября 2016 года Турский О.А. члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания (л.д. 5).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что между Турским О.А. и Следственным комитетом Российской Федерации заключен контракт о прохождении военной службы сроком до 26 мая 2018 года; спорное жилое помещение является служебным, предоставлено Турскому О.А. в связи с прохождением военной службы; иного жилого помещения по месту прохождения военной службы в г. Борзя и Борзинском районе Забайкальского края Турский О.А. и члены его семьи не имеют. С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности освободить жилое помещение, поскольку обеспечение военнослужащих в период службы жилым помещением для постоянного проживания по месту, отличному от места военной службы, не снимает обязательств с государства по их обеспечению на время и по месту службы служебными жилыми помещениями, равно как и не налагает в указанном случае на военнослужащих обязанности по освобождению специализированных жилых помещений, занимаемых ими по месту службы.
С такими выводами согласиться нельзя.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законами или иными правовыми актами.
30 августа 2016 года ответчики дали обязательство 4 отделу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации освободить спорное жилое помещение после получения жилищной субсидии, тем самым наниматель и наймодатель достигли соглашения о прекращении договора найма служебного жилого помещения; факт получения жилищной субсидии ответчиками не оспаривался, однако после ее получения они не освободили служебную квартиру. При этом обязательство ответчиков об освобождении служебной квартиры после получения жилищной субсидии не противоречило требованиям закона.
На основании ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК) в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из положений абз. 3 п. 1 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 указанного Федерального закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищная субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая при этом нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена обязанность указанной категории граждан по сдаче жилых помещений при обеспечении другим жильем или денежными средствами из федерального бюджета, а реализация права военнослужащего на получение субсидии поставлена в прямую зависимость от сдачи ранее занимаемого жилого помещения федеральному органу исполнительной власти.
Турский О.А. реализовал свое право на жилое помещение по месту прохождения военной службы, получив жилищную субсидию во время прохождения военной службы; в свою очередь реализация Турским О.А. права на жилое помещение является основанием для снятия Турского О.А. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и для освобождения занимаемого служебного жилого помещения.
В силу ст. 10 ЖК жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
На основании изложенного требование истца о возложении на ответчиков обязанности освободить спорное помещение является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод ответчика Турского О.А. о том, что по месту прохождения военной службы он не имеет другого жилого помещения, жилищная субсидия получена им для приобретения жилья на территории Краснодарского края, не может быть принят во внимание, поскольку ответчик по своему усмотрению распорядился жилищной субсидией, приобретение им жилого помещения на средства жилищной субсидии на территории Краснодарского края не является основанием для сохранение за ним права на служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности освободить жилое помещение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, при рассмотрении дела судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение подлежит отмене на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, с ответчика Турского О.А. в размере 100 руб, с ответчика Сваловой В.Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Казанцевой В.А, в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2017года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" удовлетворить полностью.
Обязать Турского О. А, Свалову В. Н, Казанцеву В. А. освободить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Взыскать государственную пошлину в местный бюджет с Турского О. А. в размере 100 руб, со Сваловой В. Н. в размере 200 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Верно,
Судья-докладчик В.В.Ковалевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.