Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего И.И. Гилазова,
членов президиума М.В. Беляева, Р.Ф. Гафарова, И.С. Галимуллина, А.Ю. Герасимова, Р.Р. Гилманова, Р.Э. Курмашевой, Л.В. Романова,
при секретаре судебного заседания А.Р. Сафиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Алины Вячеславовны Андреевой на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению А.В. Андреевой к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани Республики Татарстан, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан о признании обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исполненной.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, выслушав объяснения А.В. Андреевой, поддержавшей жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
А.В. Андреева обратилась в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани Республики Татарстан, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан о признании обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исполненной.
В обоснование требований указано, что А.В. Андреева осуществляет адвокатскую деятельность в коллегии адвокатов "Этери и партнеры".
Этой коллегией адвокатов через публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Татфондбанк" 7 декабря 2016 года за А.В. Андрееву произведена уплата обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В этот же день по системе банк-клиент ПАО "Татфондбанк" со счета коллегии адвокатов "Этери и партнеры" в счет указанных платежей списаны денежные средства в соответствующем размере. Однако в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы не поступили. Приказом Банка России от 3 марта 2017 года у ПАО "Татфондбанк" отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В ходе переписки с Управлением Пенсионного фонда в Московском районе города Казани А.В. Андреевой рекомендовано предоставить решение налогового органа о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствии с порядком учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации, или решение суда о признании обязанности по уплате страховых взносов плательщиком исполненной.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани А.В. Андреевой разъяснено, что Федеральная налоговая служба является администратором страховых взносов с 1 января 2017 года, предложено обратиться за разрешением вопроса о признании обязанности по уплате страховых взносов плательщиком исполненной в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации.
А.В. Андреевой от инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани получено требование N 272026 об уплате страховых взносов по состоянию на 18 июля 2017 года.
А.В. Андреева просила признать исполненной ее обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год в размере 2214 рублей 75 копеек, перечисленных платежным поручением N 222 от 7 декабря 2016 года, на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, перечисленных платежными поручениями N 220 от 7 декабря 2016 года в размере 11291 рубль 28 копеек.
Решением Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2017 года административный иск А.В. Андреевой удовлетворен, ее обязанность по уплате страховых взносов в указанные внебюджетные фонды в заявленном размере признана исполненной.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность собранных и исследованных судом доказательств свидетельствует об отсутствие в действиях административного истца недобросовестного поведения при уплате страховых взносов. Названные платежные поручения коллегии адвокатов "Этери и партнеры" ПАО "Татфондбанк" исполнены не были. Денежные средства в бюджеты фондов не поступили в связи с недостаточностью средств на корреспондентском счете кредитной организации. Лицензия у кредитной организации отозвана 3 марта 2017 года приказом Банка России N ОД-542. При этом платежные поручения коллегией адвокатов не отзывались, спорные платежи указанному лицу или А.В. Андреевой банком не возвращались.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 декабря 2017 года решение Московского районного суда города Казани от 14 сентября 2017 года по данному административному делу отменено, административное исковое заявление А.В. Андреевой оставлено без рассмотрения.
При принятии решения суд апелляционной инстанции исходил из того, что в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения. Функции по взысканию и администрированию страховых взносов в связи с упразднением данных функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В связи с этим, по сведениям, полученным от органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, о размере задолженности А.В. Андреевой по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено требование N 272026 об уплате страховых взносов и пеней по состоянию на 18 июля 2017 года.
Из чего судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан сделан вывод о том, что в отношении, в том числе, спорных страховых взносов имеет место не обжалованный в установленном законом порядке акт налогового органа ненормативного характера.
Данное обстоятельство препятствует возможности сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку признание обязанности А.В. Андреевой по уплате страховых взносов за 2016 года исполненной при наличии уже выставленного требования налогового органа N 272026 по состоянию на 18 июля 2017 года об уплате страховых взносов и пеней влечет оценку правомерности включения в него спорных сумм, что во взаимосвязи с положениями абзаца первого пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации предопределяет досудебный порядок разрешения настоящего спора.
В кассационной жалобе А.В. Андреева просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 декабря 2017 года отменить, оставить в силе решение Московского районного суда города Казани от 14 сентября 2017 года. При этом приводит доводы о том, что при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
А.В. Андреева указывает, что судом апелляционной инстанции вопреки ее воле изменен выбранный ею способ защиты нарушенного права. Обращаясь с требованием о признании обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исполненной, она не имела намерение оспаривать акты налогового органа, то есть требование о признании недействительным акта государственного органа она не заявляла.
Администрированием страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за период, истекший до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами указанных фондов в порядке, действовавшем до указанной даты. Поэтому надлежащим ответчиком по настоящему делу является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани, а в отношении инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани в удовлетворении требований должно было быть отказано.
Кроме того, по мнению А.В. Андреевой, судом второй инстанции не исследовался вопрос о добросовестности поведения коллегии адвокатов "Этери и партнеры" и заявителя при уплате страховых взносов.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.
Проверив материалы административного дела, президиум полагает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены состоявшегося судебного акта в кассационном порядке.
Абзац шестой статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве способа защиты гражданских прав признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В качестве самостоятельного способа защиты гражданских прав абзац третий этой же статьи предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшим до 1 января 2017 года, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся адвокаты.
Согласно абзацу 1 пункта 13 статьи 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.
В силу пункта 1 части 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 октября 1998 года N 24-П разъяснил, что положение статьи 57 Конституции Российской Федерации предполагает, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, то есть налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Функции по администрированию, то есть по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации и взысканию указанных страховых взносов с 1 января 2017 года переданы налоговым органам в связи с упразднением данных функций у Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом статьей 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" закреплено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, функции по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в том числе за 2016 год, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до указанной даты.
Однако, взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых указанными Фондами. Необходимые сведения по принятым решениям Фонды должны направить в Федеральную налоговую службу в рамках межведомственного взаимодействия (статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ, статьи 19, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ).
Судами установлено, что А.В. Андреева осуществляет адвокатскую деятельность в коллегии адвокатов "Этери и партнеры", которое уплату налоговых и других обязательных платежей осуществляла до 15 декабря 2016 года через ПАО "Татфондбанк".
Коллегией адвокатов "Этери и партнеры" 7 декабря 2016 года за А.В. Андрееву произведена уплата обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации платежными поручениями N 220 на сумму 11 291 рубль 28 копеек, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - платежным поручением N 222 на сумму 2 214 рублей 75 копеек.
7 декабря 2016 года по системе банк-клиент ПАО "Татфондбанк" со счета коллегии адвокатов "Этери и партнеры" в счет указанных платежей списаны денежные средства в сумме 13 506 рублей 3 копейки. Однако в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования соответствующие отчисления не поступили.
Приказом Банка России от 3 марта 2017 года у ПАО "Татфондбанк" отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Решением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 11 апреля 2017 года по делу NА65-5821/2017 ПАО "Татфондбанк" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим является государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
Письмом Управления Пенсионного фонда в Московском районе города Казани от 15 марта 2017 года N01-19/325 на заявление А.В. Андреевой дан ответ о необходимости предоставить копию решения налогового органа о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствии с порядком учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N ММВ-7-8/613@. Также разъяснено, что в случае принятия налоговым органом отрицательного решения, либо у плательщика имеются не перечисленные суммы с корреспондентского счета банка только по страховым взносам, учет сумм страховых взносов может быть осуществлен на основании решения суда о признании обязанности по уплате страховых взносов плательщиком исполненной.
Письмом инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани от 28 августа 2017 года N 2.10-0-23/002855-35 в ответ на обращение А.В. Андреевой от 16 августа 2017 года последней разъяснено, что Федеральная налоговая служба является администратором страховых взносов с 1 января 2017 года, предложено обратиться в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Сведения о задолженности А.В. Андреевой по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года, приняты налоговым органом в порядке обмена информацией, направленной органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации 9 февраля 2017 года.
А.В. Андреевой от инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани получено требование N 272026 по состоянию на 18 июля 2017 года об уплате страховых взносов и пеней на сумму 12378 рублей 92 копейки, в том числе, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 4 квартал 2016 года в сумме 11 491 рубль 47 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 года за 4 квартал 2016 года в сумме 887 рублей 45 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 699 рублей 6 копеек и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 года в сумме 53 рубля 98 копеек.
Президиум полагает, что судом апелляционной инстанции безосновательно, вопреки воле А.В. Андреевой, изменен выбранный ею способ защиты нарушенного права, который был ей рекомендован Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации для разрешения спора о полноте уплаты страховых взносов, возникшего до 1 января 2017 года. Из материалов дела следует, что заявитель не имела намерение оспаривать акты налогового органа, требование о признании недействительным акта государственного органа она не заявляла.
Администрированием страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за период, истекший до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами этих фондов в порядке, действовавшем до указанной даты. Поэтому надлежащим ответчиком по настоящему делу является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани, на чем также последовательно настаивала инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани как до рассмотрения дела, так и в ходе разбирательства в суде первой и апелляционной инстанций. ПАО "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" несогласие с административными исковыми требованиями не заявило.
В связи с допущенными судом апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, принятое по делу апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, правильно и в полном объеме определить значимые по делу обстоятельства, поставить на обсуждение вопросы, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела, оценить представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановить законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 декабря 2017 года по данному делу отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий И.И. Гилазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.