Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего М.М. Хайруллина,
членов президиума М.В. Беляева, Р.Ф. Гафарова, И.С. Галимуллина, А.Ю. Герасимова, Р.Э. Курмашевой, Л.В. Романова,
при секретаре судебного заседания А.Р. Сафиной,
с участием заместителя прокурора Республики Татарстан Ю.И. Наумовой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия по ненаправлению в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документов для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов, проходящих по территории Зеленодольского муниципального района, возложении обязанности направить в срок до 1 октября 2017 года в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документов для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных трубопроводов, проходящих по территории Зеленодольского муниципального района.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, выслушав объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью (далее-ООО) "Газпром трансгаз Казань" А.А. Степанова, Г.Р. Халиловой, Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан И.А. Ишмакова, возражавших жалобе, заключение заместителя прокурора Республики Татарстан Ю.И. Наумовой, полагавшей апелляционное определение оставить без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в вышеизложенной формулировке.
В обоснование требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства по эксплуатации магистральных трубопроводов. Согласно информации Константиновского линейного производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью (далее-ООО) "Газпром трансгаз Казань" по территории Зеленодольского муниципального района проходят газопроводы: газопровод-отвод на ГРС-1 города Зеленодольска; газопровод-отвод на ГРС-2 города Зеленодольска; магистральный газопровод Казань-Йошкар-Ола; технологическая перемычка между магистральным газопроводом Казань-Йошкар-Ола и газопровод-отвод на ГРС-2 города Зеленодольска; газопровод-отвод на ГРС Васильево, газопровод-отвод на ГРС Новая Тура; магистральный газопровод Миннибаево-Казань, магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, газопровод-отвод города Казани (1 нитка), газопровод-отвод на ГРС-2 города Казани (2 нитка), газопровод-отвод на ГРС Бишня, газопровод-отвод на ТЭЦ-3 (ГРС-5 города Казани); газопровод-отвод на ГРС Большие Ключи; газопровод-отвод на ГРС Раифа. Согласно требованиям СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" для указанных газопроводов установлены охранные зоны и зоны минимально допустимых расстояний от оси газопровода, на которых не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений.
В целях недопущения строительства объектов на этих зонах земельные участки должны предусматривать ограничения их использования, сведения о которых должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости. Действующее законодательство предусматривает обязанность органов местного самоуправления провести мероприятия по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий и внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости с целью недопущения строительства зданий, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Однако Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района не принимает меры по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использований территорий магистральных трубопроводов (зон минимально допустимых расстояний от магистральных газопроводов), проходящих по территории Зеленодольского муниципального района и не предоставляет документы для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных трубопроводов.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 21 июня 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Зеленодольского городского прокурора отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что совокупность собранных и исследованных судом доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях или бездействии административного ответчика нарушений закона.
ООО "Газпром трансгаз Казань" не предоставлены Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района сведения, указанные в пункте 5.2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации о данных объектах, подготовленные в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий магистральных трубопроводов, а также перечня координат характерных точек таких зон в виде XML-документа, административный ответчик не имел возможности направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документы для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов, проходящих по территории Зеленодольского муниципального района.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 21 июня 2017 года по данному административному делу отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление Зеленодольского городского прокурора удовлетворено. На Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района возложена обязанность направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документы для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистрального газопровода Константиновского линейного производственного управления магистральных газопроводов, проходящего по территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
При принятии решения суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующее законодательство предусматривает обязанность органов местного самоуправления провести мероприятия по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий и внести указанные сведения в кадастр недвижимости с целью недопущения строительства зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Из чего судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан сделан вывод о том, что в нарушение требований закона административным ответчиком не принимались меры (действия) по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий магистральных трубопроводов (зон минимально допустимых расстояний от магистральных трубопроводов), проходящих по территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, и не направлялись в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документы для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов, проходящих по территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года отменить, оставить в силе решение Зеленодольского городского суда от 21 июня 2017 года. При этом приводит доводы о том, что при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
Административный ответчик указывает, что судом апелляционной инстанции при принятии не учтено, что вопреки требованиям пункта 5.2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Газпром трансгаз Казань", несмотря на неоднократные требования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, не предоставлены последнему сведения об объектах магистральных газопроводов, подготовленные в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий магистральных трубопроводов, а также перечня координат характерных точек таких зон в виде XML-документа. Поэтому административный ответчик не имел возможности направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документы для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов, проходящих по территории Зеленодольского муниципального района.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2018 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.
Проверив материалы административного дела, президиум полагает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены состоявшегося судебного акта в кассационном порядке.
Часть 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право прокурору в пределах своей компетенции обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Исходя из положений пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, которыми устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Аналогичные требования содержатся в статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по территории Зеленодольского муниципального района проходят следующие газопроводы, для которых согласно требованиям СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" определены охранные зоны и зоны минимально допустимых расстояний от оси газопроводов, на которых не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений:
- газопровод-отвод на ГРС-1 города Зеленодольска, протяженностью 4,2 километра; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0008;
- газопровод-отвод на ГРС-2 города Зеленодольска, протяженностью 7 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 150 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0448;
- магистральный газопровод Казань-Йошкар-Ола, протяженностью 31,6 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0008;
- технологическая перемычка между магистральным газопроводом Казань-Йошкар-Ола и газопровод-отвод на ГРС-2 города Зеленодольска, протяженностью 1,485 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0008;
- газопровод-отвод на ГРС Васильево, протяженностью 1,2 километра; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0008;
- газопровод-отвод на ГРС Новая Тура, протяженностью 14,6 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0449;
- магистральный газопровод Миннибаево-Казань, протяженностью 3 километра; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 150 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0002;
- магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, протяженностью 3,3 километра; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 125 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0014;
- газопровод-отвод города Казани (1 нитка), протяженностью 0,3 километра, охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0002;
- газопровод-отвод на ГРС-2 города Казани (2 нитка), протяженностью 0,3 километра; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 150 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0002;
- газопровод-отвод на ГРС Бишня, протяженностью 0,19 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0448;
- газопровод-отвод на ТЭЦ-3 (ГРС-5 город Казани), протяженностью 9,76 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 200 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0449;
- газопровод-отвод на ГРС Большие Ключи, протяженностью 4,5 километров; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0448;
- газопровод-отвод на ГРС Раифа, протяженностью 3,02 километра; охранная зона составляет 25 метров, зона минимально-допустимых расстояний - 100 метров; зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов под регистрационным номером А43-00783-0448.
В соответствии с подпунктом 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года N 9, материалы фактического положения газопроводов с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в местные органы власти для нанесения их на карты землепользования.
В силу пункта 5.1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
Согласно подпункту 5.2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что актом согласования трасс газопровода от 24 февраля 2011 года, составленным между Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района и Константиновским линейным производственным управлением магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Казань", планом магистральных газопроводов, с учетом положений статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, пункта 5.2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не подтверждается бездействие Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района по ненаправлению документов в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости.
В адрес ООО "Газпром трансгаз Казань" Главой Зеленодольского муниципального района неоднократно были направлены запросы о предоставлении информации о координатах прохождения по территории Зеленодольского муниципального района магистральных газопроводов для учета при формировании земельных участков, которые остались без удовлетворения.
Доказательств предоставления или направления в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, содержащих текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения кадастра объектов недвижимости (в виде XML - документа), суду не предоставлено, а Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района факт получения указанной информации отрицает.
Таким образом, административный ответчик не имел возможности направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение кадастра недвижимости, документы для внесения в кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов, проходящих по территории Зеленодольского муниципального района.
Необходимо также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
В связи с допущенными судом апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, принятое по делу апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, правильно и в полном объеме определить значимые по делу обстоятельства, поставить на обсуждение вопросы, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела, оценить представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановить законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года по данному делу отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий М.М. Хайруллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.