Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстровой М.Г.
судей Гришиной В.Г, Сучковой Е.Г.
при секретаре Виноградовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.
гражданское дело по иску Гагаркиной Любови Александровны к Администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе Гагаркиной Л.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Гагаркиной Любови Александровны к Администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагаркина Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что Гагаркина Л.А. осенью 2000 года переехала жить к своей дочери, проживающей с сожителем ФИО1 по адресу: "адрес", где была зарегистрирована. В результате конфликтных отношений в ФИО1 24 июня 2011 года Гагаркина Л.А. выехала на постоянное место жительство в г. Красноярск, сохранив регистрацию до 24 июня 2016 года, в связи с тем, что она является "данные изъяты" и ей необходимо получать медицинскую помощь, устраиваться на работу, что затруднительно при отсутствии прописки. 20 апреля 2016 года она была зарегистрирована в квартире своего племянника по адресу: "адрес", где фактически не проживает. 14 октября 2016 года истица была признана малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако получила отказ в связи с тем, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, и с этого момента не прошло пяти лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку ее регистрация сохранялась по прежнему месту жительства формально, фактически она проживает в г. Красноярске с момента выезда из "адрес", с ней никогда не заключался договор социального найма, она не являлась собственником жилого помещения и членом семьи ФИО1, не обладала самостоятельным правом пользования жилым помещением.
В связи с этим Гагаркина Л.А. просила суд признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г. Красноярска N 383-р от 15 мая 2017 года об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма незаконным, возложить обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гагаркина Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что срок, с которым закон связывает право на отказ в постановке на учет по причине намеренного ухудшения жилищных условий на момент вынесения ответчиком обжалуемого распоряжения истек, кроме того, судом не учтены представленные доказательства формального сохранения регистрации по прежнему месту жительства.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав Гагаркину Л.А. и ее представителя Акопяна А.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Октябрьского района г. Красноярска - Покидышеву М.В, возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Гагаркина Л.А. является "данные изъяты", что подтверждается справкой "адрес"
Решением УСЗН администрации Октябрьского района г. Красноярска от 14 октября 2016 года N 32 Гагаркина Л.А. признана малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета по адресу: "адрес", следует, что Гагаркина Л.А. с 05 сентября 2000 года по 24 февраля 2016 года состояла на регистрационном учете по указанному адресу.
В то же время, из справки администрации Новониколаевского сельсовета Иланского района Красноярского края от 03 августа 2017 года следует, что Гагаркина Л.А. не проживает по адресу: "адрес" уже с 30 ноября 2007 года.
Из пояснений истицы данных, в том числе в суде апелляционной инстанции, следует, что после выезда из квартиры в с "адрес", она выехала на постоянное место жительства в г. Красноярск, где проживала в арендованных жилых помещениях.
24 июня 2016 года Гагаркина Л.А. зарегистрировалась по адресу: "адрес", принадлежащих ФИО2 - племяннику истицы, с которым 29 ноября 2016 года она заключила договор безвозмездного пользования жилым помещением.
Согласно выписке из домовой книги от 31 марта 2017 года, в жилом помещении по адресу: "адрес" площадью 14 м?, кроме истицы, зарегистрировано еще четыре лица.
Не имея на праве собственности и по договору социального найма жилого помещения, Гагаркина Л.А. обратилась в Администрации Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Распоряжением администрации Октябрьского района г. Красноярска N 383-р от 15 мая 2017 года, Гагаркиной Л.А. отказано в удовлетворении ее заявления, в связи с не истечением пяти лет со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что пятилетний срок с момента намеренного ухудшения Гагаркиной Л.А. своих жилищных условий посредством снятия с регистрационного учета по адресу: "адрес"2 не истек, при этом, истцом не представлено доказательств, подтверждающих вынужденный характер прекращения права пользования указанным жилым помещением.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2, ч.3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Положениями п.1 и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Как указал в своем Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О Конституционный Суд РФ, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Гагаркиной Л.А. в материалы дела помимо справки администрации Новониколаевского сельсовета Иланского района Красноярского края от 03 августа 2017 года (л.д.27), представлены доказательства проживания ее на территории г. Красноярска с ноября 2007 года до снятия ее с регистрационного учета по прежнему месту жительства, в частности, справка УПФ от 21 июня 2017 года N 446131/17 о получении пенсии и социальных выплат в Октябрьском районе г. Красноярска с 01 марта 2008 года (л.д. 14), справка КГМУЗ "КГП N 2" от 23 июня 2017 года о том, что Гагаркина Л.А. наблюдает в лечебной учреждении с 2010 года по настоящее время (л.д. 18), ответ Управления Архитектуры Администрации г.Красноярска от 01 декабря 2011 года N8822 на имя Гагаркиной Л.А, проживающей в г.Красноярске, в котором последней было отказано в предоставлении земельного участка (л.д.17), выписка из истории болезни от 08 октября 2012 года N 126, согласно которой Гагаркина Л.А. обращалась в ФГУП " "данные изъяты" предприятие" Минздравсоцразвития России (л.д. 16).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Гагаркина Л.А. фактически по месту регистрации в квартире в "адрес" с ноября 2007 года не проживала, поэтому факт добровольного снятия 24 июня 2016 года с учета вопреки выводам суда первой инстанции с очевидностью не свидетельствует о совершении ею умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При указанных обстоятельствах отказ Администрации Октябрьского района г. Красноярска в постановке Гагаркиной Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным, нарушающим права и интересы последней.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении ответчика поставить Гагаркину Л.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Гагаркиной Любови Александровны к Администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г. Красноярска N 383-р от 15 мая 2017 года об отказе в принятии Гагаркиной Любови Александровны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма.
Обязать Администрацию Октябрьского района г. Красноярска поставить Гагаркину Любовь Александровну 24 декабря 1958 года рождения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.