Верховный Суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Павловского Е.Г., при секретаре судебного заседания Козлове В.С., с участием прокурора Бирюк Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кешфединова З.А. к администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Сельскому совету Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым об оспаривании решения Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09 "Об утверждении корректировки квартала жилой застройки в районе улицы Озерная, в селе Водное Симферопольского района", заинтересованные лица: Самборский ФИО20, Кешфединова Л.Х., Кешфединов А.А., ФИО4, ФИО5, ФИО6, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Кешфединов З.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09 "Об утверждении корректировки квартала жилой застройки в районе улицы Озёрная, в селе Водное Симферопольского района" в части уменьшения площади принадлежащего административному истцу земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением исполнительного комитета Пожарского сельского совета от 26 августа 1993 года Кешфединову З.А. был предоставлен в постоянное пользование земельный участок N 20, площадью 0,12 га, для строительства и обслуживания жилого дома, в "адрес". 28 декабря 1993 года был составлен акт установления границ данного земельного участка, установлены межевые знаки и забор. Согласно данного документа, смежными землепользователями являлись - ФИО14 ( "адрес") и Кешфединов ФИО23 ( "адрес"). Решением исполнительного комитета Пожарского сельского совета Симферопольского района от 15 августа 1997 года N 448 Кешфединову З.А. был предоставлен в частную собственность указанный земельный участок. 29 декабря 2010 года Кешфединов З.А. обратился в землеустроительное бюро для оформления государственного акта о праве собственности на земельный участок, однако государственный акт изготовлен не был. 30 апреля 2017 года Самборским ФИО24 разрушена часть межевых знаков и ограждений земельного участка N по "адрес" "адрес" и осуществлена попытка застройки земельного участка. 18 августа 2017 года административному истцу стало известно о том, что оспариваемым решением уменьшена площадь принадлежащего ему земельного участка.
Уменьшение произошло в результате наложения границ следующих земельных участков: принадлежащего Самборскому ФИО25 принадлежащего административному истцу и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" Считает, что оспариваемым решением фактически изменено решение от 15 августа 1997 года, в части размера земельного участка, предоставленного административному истцу. Кешфединов З.А, ссылаясь на ч. 1 ст. 1206 ГК РФ, ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию РеспубликиКрым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - РеспубликиКрым и городафедерального значения Севастополя", решение Конституционного суда Украины от 16 апреля 2009 года N 7-рп/2009, указывает на то, что орган местного самоуправления не мог изменять ранее принятое решение. Также указывает на то, что в силу статьи 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 12 декабря 1992 года N 15-92, право собственности на земельный участок возникло у него с момента принятия сельским советом решения о передаче в собственность указанного земельного участка.
В уточнённом административном иске (т. 1, л.д. 109-113), Кешфединов З.А. просил признать незаконным в полном объёме решение Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09 "Об утверждении корректировки квартала жилой застройки в районе улицы Озёрная, в селе Водное Симферопольского района".
В судебном заседании Кешфединов З.А. и его представитель Аширов Ф.Ю. административный иск поддержали в полном объёме.
Представитель администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и Сельского совета Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Федотов А.Г. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо Кешфединов А.А. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованное лицо Самборский ФИО26 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованные лица: Кешфединова Л.Х, ФИО4, ФИО5, ФИО6, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебном заседании не участвовали.
Выслушав пояснения явившихся участников, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Административным истцом Кешфединовым ФИО27 оспаривается законность решения Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09, которым утверждена корректировка квартала жилой застройки в районе улицы Озёрная, в селе Водное Симферопольского района.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существенных правоотношений.
Под неопределённым кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретных сторон правоотношения, возникающего по поводу применения нормативного правового акта. Неопределённость круга лиц означает отсутствие в нормативном правовом акте указания о лице или лицах, на регулирование общественных отношений которых он направлен.
Анализируя содержание оспариваемого решения Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09, суд приходит к выводу о том, что указанный акт органа местного самоуправления является нормативно правовым актом, поскольку направлен на урегулирование градостроительных отношений, в отношении неопределённого круга лиц.
Решениями сельского совета Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 29 сентября 2014 года N 11/14 и N 12/14 были ликвидированы Пожарский сельский совет и исполнительный комитет Пожарского сельского совета (т. 2, л.д. 41-44).
Указанными решениями также постановлено, что сельский совет Пожарского сельского поселения является правопреемником прав и обязанностей органов местного самоуправления, действовавших на момент проведения выборов 14 сентября 2014 года на территориях, которые отнесены к территории вновь образованного муниципального образования Пожарское сельское поселение Симферопольского муниципального района Республики Крым.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Пожарский сельский совет Симферопольского района Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьёй 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Решением исполнительного комитета Пожарского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 21 августа 1993 года Кешфединову З.А. передан в постоянное пользование земельный участок площадью 0,12 га в селе "адрес" (т. 1, л.д. 21).
28 декабря 1993 года составлен Акт установления границ указанного земельного участка, согласно которому установлены межевые знаки и переданы на хранение Кешфединову З.А. (т. 1, л.д. 22).
Кешфединову З.А. выдан временный документ на право пользования землёй N 49 (л.д. 17-18).
Решением исполнительного комитета Пожарского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 15 августа 1997 года N 448 Кешфединову З.А. передан в собственность земельный участок площадью 0,12 га в селе "адрес" (т. 1, л.д. 16).
На момент вынесения решения от 15 августа 1997 года, указанные правоотношения на территории Республики Крым регулировались Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года.
Согласно статьи 22 указанного кодекса, право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями пределов земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, что удостоверяет это право.
Статьёй 23 Земельного кодекса Украины, установлено, что право собственности или право постоянного пользования землёй удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
Вместе с тем, пунктом 6 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 15-92 "О приватизации земельных участков" действие статьи 23 Земельного кодекса Украины приостановлено.
Пунктом 3 указанного Декрета, установлено, что право частной собственности граждан на земельные участки, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Согласно представленной администрацией Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым справке от 29 апреля 2017 года (т. 1, л.д. 11), в земельно-кадастровой книге N 2 с. Водное имеется запись о том, что за Кешфединовым З.А. числится земельный участок площадью 0,12 га, расположенный по адресу: "адрес"
09 июня 2017 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт и за Кешфединовым З.А. зарегистрировано право собственности на него в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1, л.д. 23-24). Право собственности зарегистрировано на основании решения исполнительного комитета Пожарского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 15 августа 1997 года N 448, как ранее учтённое, а дата присвоения кадастрового номера указана - 15 августа 1997 года.
Таким образом, Кешфединов З.А. является субъектом правоотношений, которые регулируются генеральным планом, следовательно, в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться в суд с иском об их оспаривании, полагая, что этими актами нарушены его права и законные интересы.
Проверяя наличие полномочий на вынесение оспариваемого решения, суд исходит из следующего.
Полномочия сельских советов, на момент принятия оспариваемого решения были установлены Законом Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине".
Согласно пункту 42 части 1 статьи 26 указанного закона, к исключительной компетенции сельских советов относится, в том числе разрешение вопроса об утверждении в установленном порядке местных градостроительных программ, генеральных планов застройки соответствующих населённых пунктов, другой градостроительной документации.
В силу части 10 статьи 17 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" генеральные планы населённых пунктов и изменения к ним рассматриваются и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами на очередных сессиях в течение трёх месяцев со дня их представления.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Устав и положение о сельском совете в архиве отсутствуют (т. 3, л.д. 1).
Исходя из приведённых норм закона, суд приходит к выводу о том, что поселковый совет, утверждая план корректировки территории, действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
На момент принятия оспариваемого акта, порядок его принятия регулировался Законом Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине", Законом Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности", регламентом Пожарского сельского совета Симферопольского района, утверждённым решением Пожарского сельского совета Симферопольского района от 18 ноября 2010 года N 17/01.
Решением Пожарского сельского совета Симферопольского района от 18 ноября 2010 года N 17/01 утверждён регламент Пожарского сельского совета Симферопольского района (т. 3, л.д. 13-22).
В соответствии со статьёй 19 указанного Регламента, сессия совета является правомочной, если в её работе принимает участие более половины депутатов от общего числа.
Решение совета принимается большинством голосов от общего состава совета (часть 2 статьи 29 Регламента).
Согласно протоколу заседания 09 сессии 06 созыва Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года, на сессии присутствовало 16 депутатов из 20 и за решение об утверждении корректировки плана территории проголосовало 16 депутатов. Учитывая изложенное, оспариваемое решение принято при кворуме, большинством голосов.
Вместе с тем, при принятии оспариваемого решения, сельским советом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине" территориальная громада имеет право проводить общественные слушания - встречаться с депутатами соответствующего совета и должностными лицами местного самоуправления, во время которых члены территориального общества могут заслушивать их, затрагивать вопрос и вносить предложения относительно вопросов местного значения, которые относятся к ведению местного самоуправления.
Как указано выше, к вопросам местного значения относится, в том числе вопрос об утверждении плана развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" указано, то общественным слушаниям подлежат разработанные в установленном порядке проекты градостроительной документации на местном уровне: генеральные планы населённых пунктов, планы зонирования территорий, детальные планы территорий.
Согласно представленной административным ответчиком информации, публичные слушания по проекту корректировки территории, не проводились.
В силу части 2 статьи 21 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI утверждение на местном уровне градостроительной документации, без проведения общественных слушаний относительно проектов такой документации запрещается.
Суд приходит к выводу о том, что поселковым советом нарушен порядок принятия оспариваемого решения, в части не проведения публичных слушаний.
На момент вынесения оспариваемого решения, правовые и организационные основы градостроительной деятельности на территории Республики Крым устанавливал Закон Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности".
В части 1 статьи 1 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI даются определения, согласно которым генеральный план населённого пункта - это градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и иного использования территории населённого пункта, а детальный план территории - это градостроительная документация, которая определяет планировочную организацию и развитие территории.
Оспариваемое решение вынесено на основании решения Пожарского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 10 декабря 2009 года N 7/32, которым разрешена Пожарскому сельскому совету разработка проекта корректировки генерального плана застройки с. Водное.
Решением Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09 утверждён проект корректировки квартала жилой застройки.
Сам проект корректировки квартала жилой застройки, определяет планировочную организацию территории.
Таким образом, суд исходит из того, что оспариваемым решением утверждён детальный план территории, который входит в состав генерального плана с. Водное, Симферопольского района.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI планирование и застройка территорий - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, которая предусматривает: 1) прогнозирование развития территорий; 2) обеспечение рационального расселения и определение направлений устойчивого развития территорий; 3) обоснование распределения земель по целевому назначению; 4) взаимосогласование государственных, общественных и частных интересов во время планирования и застройки территорий; 5) определение и рациональное взаимное расположение зон жилищной и общественной застройки, производственных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных и иных зон и объектов; 6) установление режима застройки территорий, на которых предусмотрено осуществление градостроительной деятельности; 7) разработку градостроительной и проектной документации, строительство объектов; 8) реконструкцию существующей застройки и территорий; 9) сохранение, создание и восстановления рекреационных, природоохранных, оздоровительных территорий и объектов, ландшафтов, лесов, парков, скверов, отдельных зелёных насаждений; 10) создание и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры; 11) проведение мониторинга застройки; 12) ведение градостроительного кадастра; 13) осуществление контроля в сфере градостроения.
В силу статьи 16 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI планирование территорий на местном уровне осуществляется путём разработки и утверждения генеральных планов населённых пунктов, планов зонирования территорий и детальных планов территории. При этом, градостроительная документация на местном уровне разрабатывается с учётом данных государственного земельного кадастра на актуализированной картографической основе в цифровой форме как пространственно ориентированная информация в государственной системе координат на бумажных и электронных носителях.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI неотъемлемой частью генерального плана населённого пункта является план земельно-хозяйственного устройства этого населённого пункта.
Генеральный план населённого пункта разрабатывается и утверждается в интересах соответствующей территориальной громады с учётом государственных, общественных и частных интересов (часть 2 статьи 17 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI).
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из анализа указанных норм следует, что при разработке плана населённого пункта (части территории) учитываются существующие границы земельных участков и существующая застройка.
Оспариваемый административным истцом план территории, содержит сведения о существующих и проектируемых жилых зданиях, что следует из анализа самого плана и указанных в нём условных обозначений.
При этом, план содержит детальную планировку района, с указанием границ земельных участков, планируемых к предоставлению.
Во исполнение определения суда, административным ответчиком предоставлена выкопировка из генерального плана, в которой им отмечен земельный участок, предоставленный Кешфединову З.А.
Указанный административным ответчиком земельный участок имеет площадь 0,105 га и неправильную форму (пять поворотных точек).
Вместе с тем, как указано выше, границы земельного участка предоставленного Кешфединову З.А, ранее установлены актом. Во временном документе, подтверждающем право пользования земельным участком, имеется графическое указание границ земельного участка, согласно которым последний имеет форму прямоугольника с размерами N метра на N метров и площадь земельного участка составляет 0,12 га.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу о том, что на плане территории отсутствует указание земельного участка в той форме и площади, в которой он был предоставлен Кешфединову З.А.
Учитывая, что планировка территории, указанная в плане, подразумевает возможность предоставления земельных участков согласно плану, то есть без учёта земельного участка, предоставленного ранее Кешфединову З.А, суд считает, что оспариваемым планом нарушены права и законные интересы административного истца.
Таким образом, оспариваемое решение противоречит требованиям части 2 статьи 1, статьи 16, частям 1 и 2 статьи 17 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности", статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, права административного истца нарушаются оспариваемым решением именно тем, что на плане не указан предоставленный ему земельный участок. При этом, факт непроведения публичных слушаний, повлёк принятие решения без учёта интересов Кешфединова З.А. Нарушения интересов других лиц, выразившегося непроведении публичных слушаний, в судебном заседании не установлено, в связи с чем данное решение подлежит признанию недействующим именно в части отсутствия указания земельного участка в той форме и размере, в которой он был предоставлен административному истцу.
В силу части 7 статьи 19 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета обеспечивает обнародование детального плана территории в течение 10 дней со дня его утверждения.
При этом, общая доступность материалов детального плана территории обеспечивается путём его размещения на веб-сайте органа местного самоуправления, в местных печатных средствах массовой информации, а также в общедоступном месте в помещении такого органа, кроме части, которая принадлежит к информации с ограниченным доступом в соответствии с законодательством. Данная часть может включаться в состав детального плана территории как отдельный раздел.
Административный ответчик, ссылаясь на отсутствие средств массовой информации в ведении поселкового совета, указывает на то, что оспариваемое решение было размещено на информационном стенде.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования, заявленные административным истцом, подлежат удовлетворению частично, поскольку в плане отсутствует указание земельного участка, предоставленного административному истцу, что противоречит законодательству как действовавшему на момент принятия решения, так и действующему в настоящий момент. При этом оспариваемое решение подлежит признанию недействующим только в части отсутствия указания земельного участка, предоставленного Кешфединову З.А, поскольку нарушение прав других лиц оспариваемым решением в судебном заседании не установлено.
Решая вопрос о том, с какого момента необходимо признать нормативно-правовой акт недействующим, суд исходит из того, что план территории изначально не соответствовал действующему законодательству, что в дальнейшем могло служить основанием для нарушения прав истца, в связи с чем, его следует признать недействующим с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кешфединова З.А. к администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Сельскому совету Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым об оспаривании решения Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09 "Об утверждении корректировки квартала жилой застройки в районе улицы Озерная, в селе Водное Симферопольского района", удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента принятия решение Пожарского сельского совета Симферопольского района от 05 октября 2011 года N 02/09 "Об утверждении корректировки квартала жилой застройки в районе улицы Озерная, в селе Водное Симферопольского района" в части неуказания земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Сведения о вынесенном решении суда подлежат опубликованию администрацией Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в сети Интернет на сайте администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Крым.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.