Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Ракидской Елены Петровны к администрации города Судака Республики Крым о признании права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе администрации города Судака Республики Крым
на решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года,
установила:
Ракидская Е.П. обратилась в суд с иском к администрации города Судака
Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,
площадью 1158 кв.м, кадастровый N, категория земель:
земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального
жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес"
Требования мотивированы тем, что с 1989 года она является собственником жилого дома, общей площадью 35,30 кв.м, расположенного на спорном земельном участке по адресу: "адрес" в соответствии законодательством Украины, действовавшим в Респуб-лике Крым до 18 марта 2014 года, она, как гражданин Российской Федерации, не имела права на бесплатное получение земельного участка, находящегося под принадлежащим ей домом, поэтому в 2005 году она заключила с Веселовским сельским советом АР Крым договор аренды, согласно которому ей был предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок, площадью 0,1158 га для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. "адрес". После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, для надлежащего оформления своего имущества она выполнила межевание земельного участка, поставила его на кадастровый учет, данные о его месторасположении и площади были внесены в государственный кадастр недвижимости, в результате чего участок получил кадастровый N, а также была установлена категория земель: земли населённых пунктов и разрешенное использование: индивидуальное жилищное строи-тельство. Реализуя свое право на бесплатное получение данного земельного участка в собственность, руководствуясь частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", как гражданин Российской Федерации, обладающий правом собственности на жилой дом, возникшим у неё до 18 марта 2014 года, она обратилась в администрацию города Судака, на что получила письменный ответ о том, что ответчик считает нецелесообразным досрочно расторгать договор аренды земельного участка, заключенный с ней в 2005 году, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года исковые требования Ракидской Е.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация города Судака Республики Крым просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Представителем истицы Рузановым Г.И. предоставлены возражения, согласно которых решение суда является законным и обоснованным.
Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем, на основании статей 167 (часть 3), 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Ракидская Е.П.
является собственником жилого дома, общей площадью 35,30 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором дарения целого дома от 19 сентября 1989 года, выпиской N о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 13 сентября 2004 года (л.д.6-9).
На основании решения 20 сессии 4 созыва Веселовского сельского совета АР Крым от 07 октября 2005 года N 74, 07 октября 2005 года между Веселовским сельским советом АР Крым и Ракидской Е.П. заключен договор аренды земельного участка, согласно которому, истцу в долгосрочную аренду передан земельный участок, площадью 1158,0 га для индивидуального жилищного
строительства, расположенный по адресу: "адрес" сроком на 50 лет, т.е. до 07 октября 2055 года (л.д. 10-11), договор зарегистрирован в книге записей Государственной регистрации договор аренды земли Судакского городского отдела Крымского регионального филиала ГП "ЦГЗК" по Госкомземе Украины 18.10.2005 года за номером N.
Земельный участок общей площадью 0,1158 га, расположенный по адресу: "адрес" сельским советом арендатору Ракидской Е.П. в аренду сроком до 7 октября 2055 года по акту приема-передачи земельного участка от 12 октября 2005 года (л.д. 12).
20 октября 2016 года земельный участок, общей площадью 1158 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового N и получением соответствующего кадастрового паспорта (л.д. 14 - 17).
07 февраля 2018 года истица обратилась в администрацию г. Судака Республики Крым по вопросу переоформления спорного земельного участка с аренды в собственность.
27 февраля 2016 года администрацией города Судака РК был дан ответ о невозможности предоставлении бесплатно в собственность спорного земельного участка, поскольку администрация города Судака, как арендодатель, считает нецелесообразным досрочное расторжение договора аренды, в связи с отсутствием оснований для такого расторжения (л.д. 18).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
С такими выводами соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 упомянутого закона установлено, что до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частями 13, 14, 15 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусмотрен порядок перезаключения договора аренды и последствия его не перезаключения, а именно в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды в отношении соответствующего земельного участка; арендатор такого договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан до 1 января 2017 года подать заявление о заключении договора аренды в целях приведения арендных отношений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
24 декабря 2014 года Государственным советом Республики Крым принят Закон N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", который, как следует из его преамбулы, устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Статьей 1 Закона N 66-ЗРК/2015 установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Частью 7 статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 (в редакции Закона Республики Крым от 29.09.2015 N 140-ЗРК/2015) установлено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Согласно статье 35 Земельного Кодекса РФ, при переходе права собствен-ности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Поскольку истица является собственником жилого N по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, судом принято обоснованное решение о признании за нею права собственности на земельный участок площадью 1158 кв. м по указанному адресу.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Судака о том, что на истицу не распространяются положения Закона Республики Крым N 66, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приобретя право аренды на земельный участок с 2005 года, после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, истица, как гражданка Российской Федерации имеет право на приобретение указанного земельного участка в собственность согласно ЗК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и постановилзаконное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Судака Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.