Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Терентьевой Н.А, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Чужинова Романа Олеговича об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учета от 13 апреля 2017 г. N90/01/2017-49738
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 2 апреля 2018 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия,
установила:
Чужинов Р.О. обратился в Керченский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 апреля 2017 г. N90/01/2017-49738 по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 25 декабря 2016 г. N35-4740919 и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании заявления от 25 декабря 2016 г. N35-4740919. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца 300 руб. в счет возмещения расходов административного истца по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Потребительский гаражный кооператив "Лесной", в качестве административного соответчика привлечён заместитель заведующего отделом учёта объектов капитального строительства N2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Терентьева В.С.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 2 апреля 2018 г. административное исковое заявление Чужинова Р.О. удовлетворено частично.
Признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 апреля 2017 г. N90/01/2017-49738 по заявлению от 25 декабря 2016 г. N35-4740919 кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учёт объекта недвижности - автогаража N, расположенного в "адрес".
На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 25 декабря 2016 г. N35-4740919 кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учёт объекта недвижности - автогаража N, расположенного в "адрес".
В удовлетворении остальной части административного иска Чужинова Р.О. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не дана оценка по постановке земельного участка на кадастровый учёт, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, Потребительский гаражный кооператив "Лесной", а также принадлежности земельного участка Потребительскому гаражному кооперативу "Лесной". Решение исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от 15 сентября 1989 г. N1140 не является основанием для внесения сведений об объекте, как о ранее учтённом, поскольку оно не соответствует перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, включённых в Постановление Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N264 Указанный земельный участок не зарегистрирован и не поставлен на кадастровый учёт. Для осуществления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости не представлены необходимые документы для одновременной регистрации прав.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Чужиновым Р.О. подано заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 декабря 2016 г. кадастровый инженер Чужинов Р.О. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража N, расположенного в "адрес", приложив к заявлению технический план сооружения от 25 декабря 2016 г.
13 января 2017 г. осуществление кадастрового учёта было приостановлено. Для возобновления осуществления кадастрового учёта административному истцу было предложено предоставить в орган кадастрового учёта технический план сооружения, подготовленный в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке".
В Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поданы документы на устранение причин, а именно технический план от 27 марта 2017 года. Однако, 3 апреля 2017 г. государственным регистратором отказано в снятии приостановления.
13 апреля 2017 года заместителем заведующего отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Терентьевой В.С. принято решение N90/01/2017-49738 об отказе в осуществлении кадастрового учета в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом, оспариваемое решение не содержит ссылки на то, какие именно не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учёта.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, Чужинов Р.О. обратился в суд.
Признавая незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 апреля 2017 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - автогаража N, расположенного в "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления Закон предусматривал, что заявления о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (п.2 ст.16), однако не обязывал указанное осуществлять одновременно.
Кадастровый инженер вправе был самостоятельно обратиться в регистрирующий орган для осуществления государственного кадастрового учёта. Причины, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учёта устранены, срок на обращение в суд не пропущен.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.) результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.), с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Исчерпывающий перечень необходимых для кадастрового учета документов был установлен статьей 22 названного Федерального закона (в ред. от 3 июля 2016 г.).
В частности, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.) было предусмотрено, что с заявлением в орган кадастрового учета представляется технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Согласно ст. 27 вышеуказанного Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Исходя из правовых положений Федерального закона, действующего на момент обращение административного истца в регистрирующий орган (части 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.) кадастровый инженер вправе был самостоятельно обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для осуществления кадастрового учета.
Статья 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также предоставляет право осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по заявлению кадастрового инженера.
Суд первой инстанции верно указал, что на момент подачи заявления кадастровым инженером в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об осуществлении кадастрового учета действовал Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который предусматривал, что заявления о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (пункт 2 статьи 16), однако не обязывал указанное осуществлять одновременно.
Пунктом 15 части 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264, установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 г. является решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Названное правовое регулирование, соответствует требованиям статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" о действии на территории Республики Крым документов, в том числе подтверждающих право пользования, выданных официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Административным истцом представлены документы органа технического учёта, содержащие все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, а также решение исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от 15 сентября 1989 г. N1140 и решение исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от 14 апреля 1989 г. N477, согласно которым Потребительском гаражном кооперативе "Лесной" был отведен испрашиваемый заявителем земельный участок под строительство боксов гаражей. Согласно приложений к решениям (территория закрепления) возможно идентифицировать нахождение испрашиваемого кооперативом земельного участка, который расположен: "адрес".
На основании вышеизложенного, с учетом предоставления регистрирующему органу в полном объеме документов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.) и Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N264, указание Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на Решение исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Крымской области от 15 сентября 1989 г. N1140 как не являющегося основанием для внесения сведений об объекте как о ранее учтённом не отвечает нормам Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 г, а также Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учета от 13 апреля 2017 г. N90/01/2017-49738.
Кроме того, Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 декабря 2017 г. по делу N, вступившим в законную силу 12 марта 2018 г, на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке Потребительского гаражного кооператива "Лесной", как о ранее учтенном объекте недвижимости, и поставить на кадастровый учёт земельный участок Потребительского гаражного кооператива "Лесной" общей площадью 0,96 га, расположенного по адресу: "адрес".
В то же время, судом первой инстанции обосновано, отказано в удовлетворении требований в части возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, поскольку данный вопрос относится к компетенции регистрирующего органа, в которую суд не вправе вмешиваться.
Поскольку удовлетворение требований административного истца не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административными ответчиками, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отказе требования в части взыскания с административного ответчика уплаченной государственной пошлины.
Доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 2 апреля 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи Н.А. Терентьева
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.