Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко С.В,
судей Ивановой О.В, Уосис И.А,
при секретаре Воробьевой Е.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Емельяновой А.И. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Емельяновой Александры Игоревны к Правительству Калининградской области, Министерству социальной политики Калининградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.В, объяснения Емельяновой А.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации городского округа "Город Калининград" в лице отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" по доверенности - Хвостова В.Ю, полагавшего апелляционную жалобу Емельяновой А.И. подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емельянова (добрачная фамилия - Ц.) А.И. обратилась в суд с иском к Правительству Калининградской области, Министерству социальной политики Калининградской области, в котором указала, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родителями являются У. и К. Согласно справке о рождении N формы N25 сведения об отце в запись акта о рождении были внесены на основании заявления У, в связи с чем она являлась одинокой матерью. Решением Октябрьского районного суда г..Калининграда от 24.04.2006 года ее мать - У. была лишена в отношении нее родительских прав. Постановлением главы администрации Октябрьского района г..Калининграда N от 25.05.2006 года она была определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". На основании приказа начальника управления образования мэрии г..Калининграда N от 30.05.2006, приказом N от 01.06.2006 года она была зачислена в детский дом " Е." на полное государственное обеспечение, а Приказом N от 31.08.2010 года отчислена из него в связи с поступлением на обучение сроком на 3 года в Н, которое она окончила в 2013 году. 09.12.2016 года она зарегистрировала брак с Г.
Жилое помещение, право пользования которым за нею было сохранено, принадлежит на праве собственности по 1/2 доли ей и бабушке Ш. на основании договора мены от 31.08.1995 года. В указанном жилом помещении право постоянного пользования также сохраняет ее мать, лишенная в отношении нее родительских прав, которая фактически проживает там. 01.02.2017 года, учитывая проживание в данном жилом помещении лица, лишенного в отношении нее родительских прав, она обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, однако в удовлетворении данного заявления было отказано. Данный отказ считает необоснованным в связи с его несоответствием требованиям Федерального закона от 21.12.1996 N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Калининградской области от 03.07.2007 N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области".
Просила обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, а Правительство Калининградской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Рассмотрев дело, суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционном жалобе Емельянова А.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск. Выражая несогласие с выводами суда, продолжает настаивать на приведенных в исковом заявлении доводах, а также ссылается на аналогичные изложенным в заявлении обстоятельства. Указывает на то, что суд неправильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, не дал надлежащую и полную оценку приведенным в исковом заявлении обоснованиям заявленных исковых требований, неправильно применил нормы материального права, в связи с чем пришел к необоснованным выводам. Считает, что поскольку ее мать У. не является членом ее семьи, поскольку лишена родительских прав, проживает в принадлежащем ей (истцу) жилом помещении на законных основаниях и имеет право пользования данной квартирой, и такое обстоятельство рассматривается в качестве основания невозможности проживания в жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа, то она имеет право на однократное обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с заявлениями об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец Емельянова А.И. (ранее Ц.), ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку сведения об отце в запись акта о рождении были внесены на основании заявления матери истца - У, которая в свою очередь решением Октябрьского районного суда г. Калининграда от 24.04.2006 года была лишена в отношении дочери родительских прав.
В этой связи постановлением главы администрации Октябрьского района г. Калининграда N от 25.05.2006 года Емельянова А.И. была определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за Емельяновой А.И. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес".
На основании договора мены от 31.08.1995 года собственниками жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу являются истец Емельянова А.И. и ее бабушка Ш. по 1/2 доли каждая.
Согласно копии лицевого счета и поквартирной карточке в данной "данные изъяты" квартире, общая площадь которой составляет "данные изъяты" кв.м, помимо Емельяновой А.И. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ на праве постоянного пользования также ее бабушка - Ш. и У. (мать истца, лишенная в отношении нее родительских прав).
Кроме того, из материалов дела следует, что 01 сентября 2010 года истец была зачислена в состав учащихся З, после обучения 28 июня 2013 года получен диплом о начальном профессиональном образовании.
Материалами дела подтверждается, в феврале 2017 года истец в возрасте до 23-лет обратилась с заявлением в Министерство образования Калининградской области о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
По результатам рассмотрения указанного заявления во включении в соответствующий список Емельяновой А.И. приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 15.02.2017 г. N ей было отказано по тем, основаниям, что за ей принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение, которое не признано непригодным для проживания, а на каждого зарегистрированного приходится более учетной нормы. При этом в письменном сообщении от 15.02.2017 г. N в адрес Емельяновой А.И. обращено внимание, что в соответствии со ст. 43-5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене с лицами, лишенными родительских прав, она имеет право повторно обратиться в Министерство социальной политики.
Не соглашаясь с подобной позицией Министерства социальной политики Калининградской области, считая ее не основанной на законе, Емельянова А.И. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением.
Разрешая заявленный иск, суд первой инстанции, проанализировав нормы законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, в частности, положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с учетом его изменения), нормы Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области", пришел к выводу о том, что отказ во включении Емельяновой А.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, основан на законе.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с мотивами принятия указанного решения, приведенными в судебном постановлении.
Давая оценку изложенным в иске доводам, суд обоснованно, в том числе, исходил из того, что в соответствии с решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005г. N 408 учетная норма в г. Калининграде составляет 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах, тогда как общая площадь двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", составляет "данные изъяты" кв.м, в жилом помещении зарегистрированы три человека, следовательно, на каждого проживающего приходится по "данные изъяты" кв.м, что выше учетной нормы, учитывая при этом, что Емельнова А.И. является собственником 1/2 доли в указанном жилом помещении.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления лицам указанной категории жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что ранее действующая редакция Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на момент достижения ДД.ММ.ГГГГ Емельяновой А.И. возраста 18 лет не предоставляло ей право на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как данное право было реализовано в связи с наличием у Емельяновой А.И. права общей долевой собственности на жилое помещение, отвечало требованиям закона о пригодности для проживания в нем.
При этом дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 г, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Доводы апелляционной жалобы Емельяновой А.И. со ссылкой на то, что возвращение ее после интерната и учебы в ранее занимаемое жилое помещение противоречило ее интересам, в том числе с учетом изменения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, на правильность постановленного судом решения не влияют.
Действительно, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
При этом положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившим силу, одновременно введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно новой редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( п.1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).
Согласно п.2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 N 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, действующего в новой редакции.
Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 N151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. N 191) с 1 января 2013 года введена глава 6-1, которой урегулированы
вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей. Согласно статье 43-3 указанного Закона ( в редакции, действовавшей с 1 января 2013 года и на момент разрешения спора) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования данного списка предусмотрен ст. 43-4 Закона, а статьями 43-6 и 43.7 - порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4
апреля 2013 г. Правительством Калининградской области принято постановление N 210
"Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Калининградской области.
Вопросы же включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до 1 октября 2013 года решались Министерством образования Калининградской области, а с 01 октября 2013 года, с учетом изменений, внесенных в постановление N 210 Постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2013 г. N 673, Министерством социальной политики Калининградской области.
При наличии у лица жилого помещения на праве собственности или праве пользования по договору социального найма нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна определяться по обстоятельствам невозможности проживания в этом жилом помещении, установленным в ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ.
Проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями (членами семей нанимателей) по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, следующего обстоятельства - проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса).
Исходя из приведенных положений п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в новой редакции, проживание в жилом помещении, находящемся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, лишенных родительских прав в отношении него, рассматривается как обстоятельство невозможности проживания только при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса.
Действительно, положения ст. 72 Жилищного кодекса РФ предусматривают право обмена жилых помещений только для нанимателей таких помещений по договорам социального найма. Собственник жилого помещения стороной сделки обмена быть не может.
В то же время, по смыслу закона следует, что в случае, когда родители, лишенные родительских прав, проживают в жилом помещении несовершеннолетнего в качестве собственников, бывших членов его семьи либо в качестве члена семьи сособственника, невозможность проживания следует устанавливать с учетом решения вопроса о возможности прекращения права пользования жилым помещением лишенных родительских прав при наличии к тому предусмотренных законом оснований (ст. 293 Гражданского кодекса, ст. ст. 31, 35 Жилищного кодекса).
Так, истец ссылается на асоциальный образ жизни У, лишенной в отношении родительских прав и приведение ею помещений квартиры в ненадлежащее состояние, тогда как члены семьи собственника, бывшие члены семьи собственника, но сохранившие право пользования жилым помещением, могут быть выселены из него, если они нарушают правила пользования жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение (ч. 2 ст. 35 Жилищного кодекса РФ).
Между тем, из объяснений Емельяновой А.И. в суде апелляционной инстанции следует, что как по достижении возраста 18 лет, так и до настоящего времени ею не ставился вопрос о прекращении права пользования У. указанным выше жилым помещением, соответствующего вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении данных исковых требований также не имеется.
По изложенным выше мотивам доводы органа опеки и попечительства в суде апелляционной инстанции со ссылкой на то, что У. имеет судимость за преступление против семьи и несовершеннолетних (по ст. 157 УК РФ), также основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются, поскольку в силу подпункта 18 пункта 1 Перечня и порядка представления документов, необходимых для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 13.02.2017 г. N 57. справка органа внутренних дел о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, собственником которого является гражданин, судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении указанного лица по нереабилитирующим основаниям за преступления против семьи и несовершеннолетних, является одним из документов, подтверждающих невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин (в случае, если основанием для включения гражданина в список является невозможность его проживания в ранее занимаемых жилых помещениях).
Более того, учитывая, что У, осужденная к лишению свободы за совершение преступление небольшой тяжести (ч. 1 ст. 157 УК РФ) отбыла наказание 24.03.2011 г, в соответствии со ст. 86 УК РФ она не может считаться судимой.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Емельяновой А.И. не содержат правовых оснований для отмены решения, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.