Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Пашкевич А.М,
судей Бабенко О.И, Исюк И.В,
при секретаре Пугачевой С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Исюк И.В. дело по апелляционной жалобе ответчика истца Мараткановой Н.А. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 08 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мараткановой Н. А. к ТСЖ "Ярославское" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Маратканова Н.А, уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к ответчику ТСЖ "Ярославское" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за период 2014 год в сумме 2 011 руб. 28 коп, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, штрафа в размере 1 005 руб. 64 коп. за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы перерасчета, мотивируя заявленные требования тем, что является собственником квартиры N хххх, расположенной в многоквартирном доме по адресу: хххх, функции управляющей компании в котором исполняет ответчик ТСЖ "Ярославское". В нарушение положений п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, ответчик производит начисление платы за услугу "горячее водоснабжение", исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, при этом нарушение закона объясняет отсутствием прибора учета тепловой энергии, позволяющим определить объем тепловой энергии, затраченной ТСЖ при производстве горячей воды. Истец полагает, что действия ответчика, применяющего при расчете жильцам платы за услугу горячего водоснабжения по тарифу, установленному для систем с централизованным горячим водоснабжением, без учета показаний прибора учета объемов коммунального ресурса, использованного на производство коммунальных услуг "отопление" и "ГВС", являются незаконными. Мер по оснащению индивидуального теплового прибора дополнительными контрольно-измерительными приборами для получения сведений об удельном расходе коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения ответчик не предпринимает.
Незаконность действий ответчика была подтверждена Предписанием Мосжилинспекции NР-О-СВ-04925 от 15.06.2016 года и решениями арбитражных судов.
Истец произвела перерасчет, исходя из фактического объема потребления тепловой энергии домом в 2014 году по показаниям прибора учета и актов передачи тепловой энергии, отпущенной МГСУ ТСЖ "Ярославское" по договору Nхххх от 01.01.2011 года за январь-декабрь 2014 года. В 2014 году тепловой энергии израсходовано совокупно на нужды отопления и ГВС жильцами дома хххх Гкал на сумму хххх руб. По данным, содержащимся в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире хххх за тепловую энергию на отопление начислено хххх руб. Согласно данным из сметы затрат на содержание, техническое обслуживание и коммунальные услуги по жилому дому, предоставляемые ТСЖ "Ярославское", площадь жилых помещений - хххх кв.м. Истец произвела расчет и определиларазмер излишне собранных с жителей дома денежных средств за подогрев воды в сумме хххх руб. 50 коп, что составляет разницу между фактически оплаченной жильцами денежной суммой в размере хххх руб. и необходимого количества, которое следовало бы оплатить на сумму хххх руб. 03коп.
Истец также произвела расчет, произведенной ею переплаты, основываясь на положениях ст.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года N 354, при этом исходила из того, что стоимость коммунального ресурса определяется пропорционально объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении. Соответствующим образом должна быть распределена излишне собранная сумма за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" - хххх руб. 50 коп. Переплата истца за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за период 2014 года составила хххх руб. 28 коп.
В связи с тем, что ответчик нарушил права истца, как потребителя предоставляемых ответчиком услуг, истец просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В связи с тем, что в добровольном порядке требования истца о проведении перерасчета платы ответчик не выполнил, истец просила взыскать с ответчика штраф в размере 1 005 руб. 64 коп.
В заседании суда первой инстанции истец Маратканова Н.А. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ТСЖ "Ярославское" по доверенности Ракитина А.А. председатель правления ТСЖ "Ярославский" Мурашкин А.В, в заседании суда первой инстанции исковые требования не признали, ссылались на то, что ТСЖ "Ярославский" согласно указаниям Мосжилинспекции, выполнило требования вышеуказанного предписания и произвело пересчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по квартире хххх с применением расчета платы, предусмотренного положениями п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года N 354.
Представители третьих лиц ПАО "МОЭК", НИУ МГСУ, Управления Роспотребнадзора по г.Москве, не заявляющие самостоятельные требования, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Маратканова Н.А.
Проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя истца, действующей по доверенности Захаровой О.И, которая апелляционную жалобу поддержала, объяснения представителя ответчика, действующей на основании доверенности Ракитиной А.А, которая апелляционную жалобу не признала, обсудив доводы указанной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся решение суда подлежащим оставлению без изменения, ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Мараткановой Н.А. на праве собственности принадлежит квартира хххх, расположенная по адресу: г. Москва, хххх.
Ответчик ТСЖ "Ярославское" является управляющей компанией жилого дома хххх корп. хххх по хххх ш. в г.Москве.
ТСЖ "Ярославское" по договору теплоснабжения приобретает тепловую энергию у ФГБОУ ВПО "хххх", которое в свою очередь, получает ее в ПАО "хххх", для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС) собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах.
Теплоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: хххх осуществляется от ЦТП Nхххх.
15 февраля 2016 года Мосжилинспекция выдала ТСЖ "Ярославское" предписание Nхххх о приведении в соответствие с п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года N 354 порядка расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение", а также о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" с сентября 2012 года по квартире хххх с применением расчета платы, предусмотренного положениями п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года N 354.
Указанное предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы было обжаловано ТСЖ "Ярославское" в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 сентября 2016 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований ТСЖ "Ярославское" о признании вышеуказанного предписания незаконным было отказано.
Как следует из объяснений истца Мараткановой Н.А, ТСЖ "Ярославское" требования предписания не исполнило ввиду чего, уточнив исковые требования, истец Маратканова Н.А. просила суд обязать ТСЖ "Ярославское" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за период 2014 год в сумме 2 011 руб. 28 коп, взыскать с ответчика компенсации морального вреда, штраф в размере 1 005 руб. 64 коп. за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы перерасчета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком произведен перерасчет по квартире, принадлежащей истцу, при этом ответчиком представлена таблица расчетов размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по квартире хххх, произведенного в соответствии с формулой 20 приложения N 2 в Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, в которой итоговые значения, полученные с применением формулы 20, соответствуют начислениям за услуги "подогрев воды для нужд ГВС" и "Холодная вода для нужд ГВС" по квартире Nхххх за 2014г.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Понятие горячего водоснабжения содержится в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под которым понимается приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 названного Федерального закона нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные либо центральные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 этого же Закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе, в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила, где, в частности, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 этих Правил и формул, содержащихся в приложении N2 к указанным Правилам.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 40 названных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 рассматриваемых Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем, исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется по показаниям общедомового прибора учета.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае общий объем тепловой энергии, поставляемой в индивидуальный тепловой пункт, определяется по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, который установлен на вводе в индивидуальный тепловой пункт.
Поскольку многоквартирный жилой дом, находящийся под управлением ответчика не подключен к централизованной системе горячего водоснабжения и оснащен индивидуальным тепловым пунктом, входящим в состав общего имущества дома, с использованием которого управляющей организацией осуществляется горячее водоснабжение дома, в качестве коммунального ресурса, используемого управляющей организацией для производства горячего водоснабжения, выступает тепловая энергия, поставляемая ресурсоснабжающей организацией в индивидуальный тепловой пункт.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Прибор учета тепловой энергии, позволяющий определить объем тепловой энергии, затраченной при производстве горячей воды не предусмотрен проектом и отсутствует, что не оспаривается сторонами. У ТСЖ "Ярославское" отсутствует возможность предоставить сведения об объеме потребления тепловой энергии раздельно на производство коммунальной услуги "отопление" и "горячее водоснабжение".
Согласно расчета ответчика удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды согласно приложению 18 к Постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2011г. N571-ПП является нормой расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды - 0,06196Гкал/куб.м. Расчет, представленный ответчиком судом был проверен и признан правильным. Итоговые значения, полученные с применением формулы 20, соответствуют начислениям за услуги "Подогрев воды для нужд ГВС" и " Холодная вода для нужд ГВС" по квартире Nхххх за 2014 год.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что вывод суда об отсутствии оснований для перерасчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" является ошибочным, поскольку вопреки данным доводам, из материалов дела, безусловно, следует, что расчет ответчиком произведен и переплата указанной услуги по квартире хххх отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о бездействии ТСЖ "Ярославское", не установившего прибор учета тепловой энергии, позволяющий определить объем тепловой энергии, затраченной при производстве горячей воды, и уклонившегося при указанных обстоятельствах от выполнения предписания Мосжилинспекции, по мнению судебной коллегии, отмену постановленного удом первой инстанции решения не влечет, поскольку предписание Мосжилинспекции не содержит требований к ТСЖ "Ярославское" об обязании установить данный прибор.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по мнению судебной коллегии, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом оценки суда первой инстанции, выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного заявителем способа защиты нарушенного, по его мнению, права, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
Несогласие с решением суда первой инстанции не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должным образом указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, послужившие основанием для выводов суда; законы, которыми руководствовался суд.
Право оценки собранных по делу доказательств принадлежит суду.
Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 08 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мараткановой Н. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.