Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Дубинской В.К, Соловьевой Т.П,
при секретаре Гергиновой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе Алымова А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2017 года, которым постановлено :
В удовлетворении исковых требований Алымова А.В. к Федеральной службе исполнения наказания России, Федеральной службе исполнения наказания России по Курской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Алымов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам ФСИН России, УФСИН России по Курской области о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Свои требования истец мотивировал тем, что 16 января 2014 года он подал рапорт о постановке его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, решением Комиссии ФСИН России от 4 апреля 2016 года в постановке на учет было отказано со ссылкой на п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с отсутствием обязательных документов. Отказ полагает неправомерным, поскольку все необходимые документы были представлены.
В судебное заседание истец Алымов А.В. не явился.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Орехов И.И. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменных возражений, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика УФСИН России по Курской области в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое Алымов А.В. просит отменить по доводам апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, он не был своевременно извещен о времени и месте судебного разбирательства, все необходимые документы им были представлены.
Изучив материалы дела, представителя ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С, рассмотреть дело в отсутствии Алымова А.В, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.п.2 п.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С учетом того, что дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что является основанием для отмены решения суда независимо от доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Из материалов дела видно и судом установлено, что истец Алымов А.В, майор внутренней службы, заместитель начальника - начальник центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области 16 января 2014 года обратился с рапортом о постановке его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или покупку жилого помещения.
Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Состав семьи 3 человека : заявитель, супруга Алымова (Долженкова) М.В, дочь Алымова В.А, 2003 г.рождения.
Комиссией было установлено, что заявитель со 2 декабря 1994 года, супруга с дочерью с 22 марта 2011 года постоянно зарегистрированы по адресу: *. Жилое помещение общей площадью 44,9 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности заявителю и его матери ( доля в праве ? у каждого), постоянно зарегистрировано 4 человека. Представлено свидетельство о государственной регистрации права, справка о зарегистрированных, лицевой счет.
Ранее супруга заявителя с 13 июня 2000 года, дочь с 8 декабря 2006 года по 18 марта 2011 года были постоянно зарегистрированы по адресу: *.Жилое помещение общей площадью 85,8 кв.м принадлежит на праве собственности отцу супруги, постоянно зарегистрировано 8 человек. Представлено свидетельство о государственной регистрации права, справка о зарегистрированных на основании домовой книги, ФЛС не представлен. Представлены справки БТИ,выписки из ЕГРП представлены на имевшиеся ( имеющиеся) объекты недвижимого имущества с указанием предыдущей фамилии супруга заявителя. Информация предоставлена не всеми территориальными органами Росреестра.
Решением комиссии ФСИН России от 4 апреля 2016 года ( выписка из протокола N 21) Алымову А.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
Согласно пункта 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты ( субсидии) в целях приобретения ( строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудник и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи ( в случае если у сотрудника и(или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации ) ( подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы ( в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, предоставляются документы, подтверждающие невозможность их получения ( подпункт "з" пункта 5 Правил).
Решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссия принимает при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как видно из материалов дела, решения комиссии ФСИН России, истцом не были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, а именно : не предоставлена копия финансово-лицевого счета на жилое помещение по адресу: *, а также предоставлена информация не всеми территориальными органами Росреестра.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает правомерным отказ ответчика в постановке истца и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.
Отсутствие вышеуказанных документов лишило комиссию ФСИН России возможности установить имело ли место ухудшение условий истцом и членами его семьи.
Доводы истца о том, что им были представлены все необходимые документы, в том числе справка из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку представленные справки из ЕГРП не содержат полного ответа об объектах недвижимого имущества у истца на всей территории Российской Федерации за период прохождения службы в органах ФСИН России, что лишило возможности комиссию ФСИН России сделать однозначный вывод о нуждаемости истца в жилом помещении.
Доводы истца о нарушении сроков его уведомления о результатах рассмотрения комиссией ФСИН России его документов об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, о том, что он с семьей признан нуждающимся в жилых помещениях, согласно Постановления Администрации г.Курска от 10 февраля 2012 года, на законность и обоснованность оспариваемого решения Комиссии не влияют, основанием к отмене обжалуемого решения не являются.
Учитывая изложенное, судебная коллегия оснований к удовлетворению исковых требований не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2017 года отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Алымова А.В. к Федеральной службе исполнения наказания России, Федеральной службе исполнения наказания России по Курской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.