Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Шипиковой А.Г, Дорохиной Е.М,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С,
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 января 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы N 29705 от 11.09.2017г. "О снятии с жилищного учета".
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить фио, фио, фио, фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки с 2002 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным распоряжения, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что семья истца фио в составе из шести человек (она, супруг фио, несовершеннолетние дочь фио и сын фио, отец фио, сестра фио) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где занимают однокомнатную квартиру, площадью жилого помещения 33,2 кв.м. Собственниками жилого помещения являются истец фио, фио, фио, а также несовершеннолетние фио и фио по 1/5 доли в праве собственности каждый. С 2002 года семья истцов в составе из четырех человек (она, супруг фио, отец фио, сестра фио) состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N 29705 от 11 сентября 2017 года они сняты с жилищного учета в связи с наличием у фио на праве собственности жилого дома, площадью 100,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, адрес. Поскольку указанное строение непригодно для постоянного проживания, истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы N 29705 от 11 сентября 2017 года, обязать ответчика восстановить семью истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятия на жилищный учет.
Истец фио и ее представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица фио, фио. фио в судебное заседание не явились, в заявлении на имя суд просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио, истца фио, ее представителя по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца фио в составе из шести человек (она, супруг фио, несовершеннолетние дочь фио и сын фио, отец фио, сестра фио) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где занимают однокомнатную квартиру, площадью жилого помещения 33,2 кв.м, собственниками которой являются истец фио, а также фио, фио, несовершеннолетние фио и фио по 1/5 доли в праве собственности каждый.
С 2002 года семья истцов в составе из четырех человек (она, супруг фио, отец фио, сестра фио) состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N...
Как также установлено судом первой инстанции, фио является собственником жилого дома, общей площадью 100,3 кв. м, по адресу: адрес, адрес (кадастровый номер... ), о чем в Едином государственном реестре прав н недвижимое имущество и сделок с ним 20 июня 2005 года сделана запись регистрации N...
23 апреля 2017 года фио обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы для внесения изменений в учетное дело, в связи с рождением несовершеннолетних фио и фио
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 11 сентября 2017 года N 29705 фио, фио, фио, фио сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст.1, п.2 ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с обеспеченностью их семьи площадью жилых помещений по норме предоставления с учетом наличия у фио на праве собственности жилого дома, площадью 100,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, адрес.
Вместе с тем, из представленного истцом строительно-технического заключения N А7-23-2017 следует, что по результатам проведенной экспертизы на объекте, расположенном по адресу: адрес, адрес выявлены отклонения от требований, предъявляемым к жилым одноквартирным домам: отсутствует система вентиляции, естественная освещенность не соответствует требованиям п.5.3 СП 52.13330.2016 "Естественнее и искусственное освещение", величина (площадь) оконных проемов жилых комнат и кухни не соответствует требованиям п. 9.18 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", высота жилых помещений и кухни не соответствует требованиям п. 6.2 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", температурный режим (температура внутреннего воздуха внутри помещений) не соответствует требованиям п. 9.5 СП, 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", отсутствуют помещения ванной комнаты, туалета или совмещенного санузла, нарушение требований п. 4.5 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные". В связи с наличием выявленных отклонений индивидуальный дом не пригоден для постоянного круглогодичного проживания людей в соответствии с п. 33 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. 51, 56 ЖК РФ, ст.ст. 9, 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Признавая незаконным распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы от 11 сентября 2017 года N 29705, суд верно исходил из того, что строение, принадлежащее на праве собственности фио, непригодно для постоянного круглогодичного проживания граждан, в связи с чем не подлежит учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи истцов.
Поскольку жилищные условия семьи истца фактически не изменились, законные основания для их снятия с жилищного учета у Департамента городского имущества г.Москвы отсутствовали, суд обоснованно пришел к выводу о том, что фио, фио, фио, фио подлежат восстановлению на жилищном учете с момента постановки на учет, то есть с 2002 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Между тем, таких оснований для снятия семьи истца с жилищного учета в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции объективно не установлено, так как находящийся у фио в собственности с 2005 года дом по адресу: адрес, адрес, требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, не отвечает и не пригоден для постоянного в нем проживания.
Само по себе то обстоятельство, что сведения о непригодности дома для постоянного в нем проживания у Департамента городского имущества г.Москвы отсутствовали, не свидетельствует о законности принятого им распоряжения о снятии семьи истца с жилищного учета и на правильность выводов суда повлиять не может.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.