Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего ***,
судей ***, ***,
при секретаре ***,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ***
гражданское дело по апелляционной жалобе ***на решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ***к Министерству финансов РФ о признании незаконным отказа в поступлении на гражданскую службу из кадрового резерва, отмене результатов конкурса, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец *** обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов РФ о признании незаконным отказа в поступлении на государственную гражданскую службу из кадрового резерва Министерства финансов РФ, об отмене результатов конкурса, проведенного 13 - 16 ноября 2017 года. В обоснование требований истец ссылается на то, что он был включен в кадровый резерв Министерства финансов РФ по ведущей и старшей группам должностей на основании решения конкурсной комиссии по результатам конкурса, проходившего в период с 29.06.2017 года по 06.07.2017 года, о чем был уведомлен Департаментом проектного управления и развития персонала 13.07.2017 года. Однако, принят на государственную гражданскую службу не был, кроме того, Министерство финансов РФ проводит новые конкурсы на включение в кадровый резерв на ведущую и старшую группы должностей. Истец полагает, что действия ответчика по проведению последующих конкурсов при наличии кадрового резерва нарушают его права, поскольку замещение должностей государственной гражданской службы должно производиться из уже сформированного кадрового резерва.
Истец *** в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности ***в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец ***, ссылаясь на то, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права при вынесении решения.
Истец *** в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, извещенный надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца *** обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***на основании Приказа Министерства финансов РФ N 528 от 12.07.2017 года "Об итогах конкурса на включение в кадровый резерв Министерства финансов РФ" был включен в кадровый резерв Министерства финансов РФ для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по ведущей и старшей группам должностей категории "специалисты" по результатам конкурса, проходившего в период с 29.06.2017 года по 06.07.2017 года.
13.07.2017 года *** направлено уведомление N ***Департаментом проектного управления и развития персонала Министерства финансов РФ о включении его в кадровый резерв Министерства финансов РФ в соответствии с подданными им заявлениями.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы, в том числе кадрового резерва федерального государственного органа, является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы. Формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.
Статья 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы является, в том числе, формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование.
Согласно статье 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (ч. 1). Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (ч.4). Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (ч.5). Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (ч.6). Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (ч. 10). Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации (п. 11).
Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 г. N 96 утверждено Положение о кадровом резерве федерального государственного органа, согласно пунктам 16 и 17 которого конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв объявляется по решению представителя нанимателя. Конкурс проводится в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 года N 397 утверждена единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов.
В силу ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Таким образом, по смыслу указанных законоположений формирование кадрового резерва на конкурсной основе является приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы и направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.
Кадровый резерв государственного органа формируется, в том числе из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.
Включению в кадровый резерв государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств претендентов на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам).
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство финансов РФ, как федеральный государственный орган, наделено правом и соответствующими полномочиями в силу закона на формирование кадрового резерва, поиск и подбор наиболее квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы, в связи с чем, не могут быть признаны правомерными доводы Лаврова А.Н. о незаконности действий ответчика по проведению последующих конкурсов при наличии имеющегося кадрового резерва, соответственно, требования об отмене результатов в последующем проведенных конкурсов на включение в кадровый резерв удовлетворению не подлежат.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 07.07.2016 года N 1416-О, определенное Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены. Гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ( статья 37, часть 1) и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе ( статья 32, часть 4), не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности. При этом часть 10 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права в оспариваемом аспекте.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что назначение кандидата, включенного в кадровый резерв на конкурсной основе, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя, который самостоятельно принимает кадровые решения.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что согласно п.п. "л" пункта 53 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 96, срок пребывания в кадровом резерве не превышает три года, при этом истец из кадрового резерва не исключен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального законодательства, выразившихся в том, что суд не разрешилходатайство истца об истребовании необходимых документов, личного дела истца в Министерстве финансов РФ, не могут служить основанием для отмены постановленного решения поскольку исходя из положений ст. 56, 67 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Таким образом, в силу закона право определения доказательств, имеющих значение для дела, как и право решения вопроса о целесообразности истребования документов, принадлежит суду, рассматривающему делу по существу.
Доводы жалобы о незаконности проведения конкурсов по имеющимся группам должностей, по которым имеется кадровый резерв, были предметом исследования суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.