Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
судей Родиной Т.В, Целищева А.А.
при секретаре Науменко Д.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В.
дело по апелляционной жалобе Фролова...
на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Фролова.., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Фролова.., Фроловой.., Фролова... к Федеральной службе охраны Российской Федерации о расторжении договора найма служебного помещения, признании права собственности в порядке приватизации отказать,
УСТАНОВИЛА:
Фролов И.Г, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Фролова А.И, Фролова О.А, Фролов А.И. обратились в суд с иском к Федеральной службе охраны Российской Федерации о расторжении договора найма служебного помещения, признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование исковых требований указали на то, что в нарушение требований действующего законодательства им отказано в предоставлении спорной квартиры в собственность. В связи с чем истцы просили суд расторгнуть договор найма служебного жилого помещения N9/5/УЖО/1-923 ДСЖП, заключенный 27.05.2015 года между Фроловым И.Г. и ФСО РФ в отношении квартиры по адресу: адрес, признать право собственности в порядке приватизации на спорную квартиру по 1/4 доли за каждым.
Истец Фролов И.Г. и его представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался судом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца Фролова И.Г, его представителя по доверенности и ордеру адвоката Лаврову Е.А, представителя ответчика по доверенности Рубан М.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17.04.2013 года между ФСО Российской Федерации (наймодатель) и Фроловым И.Г. (наниматель) на основании решения ЦЖК ФСО Российской Федерации о предоставлении жилого помещения (протокол N2 от 09.04.2013 года), заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры, общей площадью 74,6 кв.м, по адресу: адрес для временного проживания в нем.
Срок действия договора устанавливается с 17.04.2013 года до заключения договора найма служебного жилого помещения, или на период прохождения военной службы по контракту в органах государственной охраны.
27.05.2015 года между ФСО Российской Федерации (наймодатель) и Фроловым И.Г. (наниматель) на основании решения ЦЖК ФСО России о предоставлении жилого помещения (протокол N2 от 09.04.2013 года), заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры, общей площадью 74,6 кв.м, по адресу: адрес для временного проживания в нем на период прохождения военной службы по контракту.
Согласно выписке из ЕГРП, правообладателем жилого помещения по адресу: адрес является Российская Федерация, оперативное управление осуществляет Федеральная служба охраны России (дата регистрации 08.08.2013 года N77-77-12/033/2013-437).
Распоряжением директора Федеральной службы охраны России от 15.10.2014 года N98, жилое помещение N208 по адресу: адрес, включено в специализированный жилищный фонд органов государственной охраны и отнесено к служебным жилым помещениям.
Учитывая, что спорное жилое помещение относится в специализированному служебному жилищному фонду; решение об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда ФСО России до настоящего времени не принималось; доказательств иного в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами не предоставлено, а приватизация служебного жилого помещения недопустима, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение не является служебным, поскольку на даты заключения с истцом договоров Распоряжение ФСО РФ от 15.10.2014 г. не было зарегистрировано в Управлении Росреестра, является несостоятльным.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства от 25 марта 2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ" было установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
В силу Положения "О Федеральной службе охраны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013, Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, которая в том числе принимает меры по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также по исключению жилых помещений из указанного фонда; осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализует право военнослужащих органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту, на обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений, в том числе служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (пп.68 п.12).
Таким образом, поскольку спорное жилое помещение относится к собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление ФСО РФ, то в силу вышеуказанных нормативных актов ответчик действовал в пределах своих полномочий, включив его в специализированный жилищный фонд, а затем предоставив его истцу.
То обстоятельство, что в соответствии с абз. 3 п. 14 вышеуказанных Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, ответчик не направил решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, не может служит основанием к отмене решения, поскольку государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии такового статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения, и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фролова... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.