Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Владимировой Н.Ю,
судей Рачиной К.А,Лобовой Л.В,
при секретаре Сихарулидзе А.Т,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г.Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 04 апреля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области об отказе Петрову Ю.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области включить Петрову Ю.В. в специальный стаж в льготном исчислении период службы в Вооруженных силах с 18.12.1988 г. по 19.04.1989 г. в должности фельдшера ( 4 месяца 2 дня); в календарном исчислении - период прохождения курсов повышения квалификации с 27.11.2000 г. по 16.12.2000 г, с 10.05.2002 г. по 28.06.2002 г, с 10.05.2005 г. по 28.06.2005 г, с 05.03.2007 г. по 30.04.2007 г, с 01.03.2012 г. по 26.03.2012 г, с 05.05.2016 г. по 13.05.2016 г, с 28.03.2017 г. по 24.04.2017 г. (6 мес. 27 дней).
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области назначить Петрову Ю.В. страховую пенсию с 04.10.2017 г.
УСТАНОВИЛА:
Петров Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В соответствии с положениями ст. 21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за работником сохранятся место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как установлено судом 1 инстанции, 04.10.2017 г. Петров Ю.В. обратился в территориальный орган ГУ-ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населению. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области протоколом N *** от 19.02.2017 г. отказала в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия специального стажа, дающего право на пенсию в соответствии со ст.30 ч.1 п.20 ФЗ "О страховых пенсиях".
В подсчет специального стажа не были включены: период службы в Вооруженных силах СССР с 18.12.1988г. по 19.04.1989 г. в должности фельдшера; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 27.11.2000 г. по 16.12.2000 г, с 10.05.2002 г. по 28.06.2002 г, с 10.05.2005 г. по 28.06.2005 г, с 05.03.2007 г. по 30.04.2007 г, с 01.03.2012 г. по 26.03.2012 г, с 05.05.2016 г. по 13.05.2016 г, с 28.03.2017 г. по 24.04.2017 г.
Истец претендовал на включение перечисленных периодов в подсчет его специального стажа в календарном исчислении, также истец просил обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.
Рассматривая требования истца об обязании включить в подсчет специального стажа истца периоды прохождения курсов повышения квалификации с 27.11.2000 г. по 16.12.2000 г, с 10.05.2002 г. по 28.06.2002 г, с 10.05.2005 г. по 28.06.2005 г, с 05.03.2007 г. по 30.04.2007 г, с 01.03.2012 г. по 26.03.2012 г, с 05.05.2016 г. по 13.05.2016 г, с 28.03.2017 г. по 24.04.2017 г, суд пришел к выводу о том, что они подлежат удовлетворению, указав, что прохождение курсов повышения квалификации является обязательной составляющей для медицинского работника, при направлении работника на курсы повышения квалификации за ним сохраняется рабочее место, производится отчисление необходимых взносов, на курсы повышения квалификации истец направлялся работая на должности и в учреждении, предусмотренных Списком, что следует из данных о стаже.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в данной части, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Периоды службы истца с 18.12.1988г. по 19.04.1989 г, как указал суд, подлежат включению в стаж в льготном исчислении для назначения пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данный рассматриваемый период ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа, так как в указанный период действовало Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которое можно применить к периоду службы истца в ВС СССР с 18.12.1988г. по 19.04.1989 г. и которое предусматривало возможность включения в подсчет специального стажа медицинских работников службы в составе Вооруженных Сил СССР, требования п.4 данного Положения - служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на трудовую деятельность в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию - в данном случае соблюдаются.
Однако, с выводом суда о том, что указанный период ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа в льготном исчислении, судебная коллегия согласиться не может, так как таких требований истцом не заявлялось, а в силу ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает заявленные требования, кроме того, отсутствуют предусмотренные законом основания для обязания ответчика включить данный период в каком-либо льготном исчислении, а при таких обстоятельствах, указание в резолютивной части решения суда на обязание ответчика данный период включить в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, подлежит исключению, с указанием на то, что данный период ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца в календарном исчислении.
Учитывая, что наличие необходимого ИПК у истца ответчиком не оспаривается, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части даты, с которой ответчика следует обязать назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости подлежит оставлению без изменения - ответчика, как правильно указал суд, следует обязать назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" с 04.10.2017г, с даты обращения за таковой в пенсионные органы, так как на эту дату специальный стаж истца составлял более требуемых 30 лет.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Судебная коллегия руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ
определила:
Исключить из резолютивной части решения Кунцевского районного суда г.Москвы от 04 апреля 2018 года указание на то, что период с 18.12.1988г. по 19.04.1989г. ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и МО следует обязать включить в подсчет специального стажа Петрова Ю.В. по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" в льготном исчислении, указав, что Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 2 по г.Москве и Московской области следует обязать включить в подсчет специального стажа Петрова Ю.В. по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" период с 18.12.1988г. по 19.04.1989г.в календарном исчислении.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.