Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Кочергиной Т.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Артемьевой М.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В. дело по апелляционной жалобе Рысева Р.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 марта 2018 года, которым постановлено: В удовлетворении иска Рысева Р. А. к ФГКУ "Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" об оспаривании решения и переводе на жилищную субсидию, признании права на обеспечение жилым помещением, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Рысев Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ "Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" об оспаривании решения и переводе на жилищную субсидию, признании права на обеспечение жилым помещением, мотивировал свои требования тем, что ответчиком было вынесенное решение N-/// от 10.08.2017 г. о переводе Рысева Р.А. на обеспечение жилищной субсидией является незаконным и подлежит отмене. Указанное решение было принято по причине отказа истца от предложенной квартиры, якобы соответствовавшей законодательству РФ, хотя, согласно Техническому заключению, истцу выделялась квартира N**** в корпусе N-15 дома N-11 по ул. ****, не соответствовавшая законодательству.
19.06.2017 г. ответчик вынес повторное решение, вручил истцу повторное извещение //// о распределении ему вышеуказанной квартиры. В нарушение п. 13 приказа МО РФ N-1280 квартира 1,5 мес. не распределялась другим военнослужащим, хотя на это отводится 10 дней, и ждала истца.
20.06.2017 г. истец, не являясь специалистом в области строительства, нанял эксперта для осмотра квартиры.
20.06.2017 г, эксперт при истце осмотрел квартиру, выявил 10 нарушений технических норм и правил, СНиП и ГоСТ, в связи с чем, распределенная квартира изначально имела нарушения и не могла быть распределена истцу.
26.06.2017 г. истец дал ответ на извещение от 19.06.2017 г, указав на имеющиеся как в квартире, так и в микрорайоне в целом нарушения, и просил дать конкретные ответы на конкретные вопросы о наличии нарушений законодательства, при этом сослаться на нормы права и представить подтверждающие документы.
Ответа на это заявление ДЖО не дал, отказав в предоставлении запрошенной касавшейся истца информации и документов, лишив его возможности принять мотивированное решение.
13.07.2017 г. истец подал заявление об отмене решения от 19.06.2017г. N-352986 ввиду нарушения в микрорайоне СанПиН, приложив ответ Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Ответа на него не поступило.
28.07.2017 г. ДЖО уведомил истца, что выявленные экспертом нарушения технических норм и правил в квартире устранены в полном объёме, истец имеет 5 дней на принятие решения. Признав наличие замечаний и недостатков (нарушений) на день распределения квартиры, Ответчик признал и несоответствие квартиры законодательству РФ (СНиПам, ГОСТам... ) на момент её распределения истцу.
Ответчик не представил доказательств устранения замечаний.
31.07.2017 г. истец провел повторный осмотр квартиры и выявил, что из 10 нарушений в Техническом заключении исправлено лишь 4, а не в полном объёме, как заявил ДЖО МО.
31.07.2017 г. истец подал заявление об отмене решения от 19.06.2017г. N-352986 ввиду неустранения всех нарушений.
10.08.2017 г, игнорируя доводы истца в заявлениях от 26.06, 13.07, 31.07.2017г, не представив опровергающие документы и не дав ответа по существу, ответчик вынес решение N-02/РС-00279/2017 о переводе на жилищную субсидию с формулировкой "Вы не предоставили согласие с предложенным жилым помещением, таким образом отказавшись от предложенного жилого помещения".
Истец, считая, что его права нарушены, обратился с настоящим иском в суд.
Истец просил суд: признать незаконным, нарушающим права истца и охраняемые законом интересы, решение ФГКУ "ДЖО МО РФ" от 10.08.2017 г. N-02/РС-00279/2017 об изменении формы обеспечения Рысева Р.А. жильём - предоставлении "жилищной субсидии"; обязать ФГКУ "ДЖО МО РФ" обеспечить истца жилым помещением, форма обеспечения "квартира", соответствующим законодательству РФ, по избранному месту жительства (г. Москва), в установленном законом порядке, на состав семьи на день предоставления жилья.
Истец, а также представители истца по доверенности Шух В.М. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представители ответчика ФГКУ "ДЖО Минобороны РФ" по доверенности Стручкова Е.А, Злобина И.В, Иванова Н.О. в судебное заседание явились, исковые требования не признали по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Представители третьего лица Министерства обороны РФ по доверенности Дудник Д.А, Носенко В.О. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Рысев Р.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены и изменения обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Согласно ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Статьей 15 Федерального закона N76-ФЗ предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Рысев Р.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 25 июля 2006 г, состав семьи - 3 человека, избранное место жительства - г. Москва.
Рысеву Р.А. 24 мая 2014 г. на состав семьи 2 человека распределялось жилое помещение общей площадью *** кв.м по адресу: г. Москва, ****. Рысев Р.А. с указанным жилым помещением согласился, вместе с тем представил документы об увеличении состава семьи до 3 человек, в связи с чем, данное жилое помещение было перераспределено иным военнослужащим.
24 июля 2014 г. Рысеву Р.А. на состав семьи 3 человека было распределено жилое помещение общей площадью *** кв.м по адресу: ***. С указанным жилым помещением Рысев Р.А. согласился. При проверке документов было установлено, что Рысев Р.А. приобрел право на жилищное обеспечение только с 1 сентября 2011 г, то есть очередность предоставления Рысеву Р.А. жилого помещения была нарушена, в связи с чем, ему было отказано в предоставлении распределенного жилого помещения.
30 января 2017 г. Рысеву Р.А. было распределено на состав семьи 4 человека жилое помещение общей площадью *** кв.м по адресу: *** Решение об отказе либо согласии Рысева Р.А. с указанным жилым помещением в Департамент не поступало, в связи с чем, 4 мая 2017 г. Департаментом было принято решение о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, отказавшимся от предложенного жилого помещения, отмененное Департаментом 19 июня 2017 г.
19 июня 2017 г. Рысеву Р.А. распределено на состав семьи 4 человека жилое помещение общей площадью *** кв.м по адресу: г***
Рысевым Р.А. в Департамент было представлено техническое заключение с перечнем строительных и технических недостатков распределенного жилого помещения. С целью устранения технических недостатков распределенного жилого помещения указанное техническое заключение было направлено Департаментом в АО "Главное управление обустройства войск".
Перечисленные технические недостатки 20 июля 2017 г. АО "Главное управление обустройства войск" были устранены, о чем Рысеву Р.А. было сообщено через ФГК ВОУ ВПО "Военный университет" Минобороны России.
Рысев Р.А. в срок указанный в п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 согласие либо отказ от жилого помещения не представил, в связи с чем, 10 августа 2017 г. Департаментом было принято решение об изменении формы обеспечения военнослужащего жилым помещением на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
31.07.2017г. Рысевым Р.А. в Департамент было направлено обращение от 31 июля 2017 г. об отказе от распределенного жилого помещения и ходатайством о распределении ему жилых помещений в других районах г. Москвы.
Решением от 3 июля 2017 г. Московского гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении требований Рысева Р.А. о признании незаконным распределения ему жилого помещения по ул. **** в связи с его несоответствием нормам, установленным законодательством.
21 сентября 2017 г. апелляционным определением Московского окружного военного суда решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2017 г. оставлено без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ФЗ N76 - ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. В соответствии с п.19 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, установлено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требования, установленным законодательством РФ, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия. Рысевым Р.А. доказательств того, что действиями Министерством обороны РФ были нарушены его права и законные интересы не представлено.
Между тем, решением Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2017 г. было установлено, что квартира, расположенная по адресу: г. Москва, ул. ****, д. 11, корп. 15, кв. **** соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, а устранение недостатков указанных в техническом заключении должно производится в процессе приема передачи жилого помещения, в связи с чем Рысеву Р.А. было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным распределения ему жилого помещения по ул. **** в связи с его несоответствием нормам, установленным законодательством.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
В своей апелляционной жалобе истец ссылается на то, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и рассмотрел законность застройки мкрн. Молжаниново, о чем истец не просил, основанием для отмены служить не может, поскольку указанный факт был установлен решением Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2017 г, которым было отказано в удовлетворении требований Рысева Р.А. о признании незаконным распределения ему жилого помещения по ул. **** в связи с его несоответствием нормам, установленным законодательством, и апелляционным определением Московского окружного военного суда. Кроме того, истец в своем исковом заявлении ссылался то, что ему не было представлено доказательств законности строительства мкрн. Молжаниново.
Также в своей жалобе истец ссылается на то, что судом был направлен запрос не разработчику программы АС "Алушта", а его эксплуатанту, судебная коллегия считает необоснованными, так как заявленные истцом ходатайства были разрешены судом в соответствии со ст. 166 ГПК РФ и обстоятельствами дела.
Доводы жалобы о том, что к отзыву МО РФ не были приложены документы, подтверждающие его позицию, суд не проверил факт законности размещения застройки вблизи аэропорта Шеремтьево, в санитарно-защитной зоне кладбища, на территории промзоны, без проведения рекультивации земель, не создания МВК, не была проверена возможность отключения АС "Алушта" и распределения истцу жилья в ручном режиме, не выявление тождества между понятиями "не предоставлял согласия с предложенным жилым помещением" и "отказался от предложенного жилого помещения", являлись предметом проверки суда, получили надлежащую правовую оценку, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией необоснованными, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рысева Р.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.