Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В,
судей Мошечкова А.И, Щербаковой А.В,
при секретаре Бакулиной А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Курановой Н.Н.
на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 февраля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Курановой Н.Н. к ГУ МЧС России по г.Москве отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Куранова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по г. Москве о рассмотрении вопроса о выплате субсидии, мотивируя тем, что являлась членом семьи (супругой) военнослужащего ***, который проходил военную службу по контракту в ГУ МЧС России по г. Москве, был уволен приказом начальника ГУ МЧС России по г. Москве от 29 марта 2017 года N 2-ВК по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава части приказом начальника ГУ МЧС России по строевой части N 20 от 15 мая 2017 года.***и члены его семьи, включая истца, в составе 6 человек были признаны нуждающимися в получении жилого помещения, но на момент смерти *** (19 июня 2017 года) жильем обеспечены не были. После смерти супруга истец обратился в единую жилищную комиссию ГУ МЧС России по г. Москве с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, но 15 августа 2017г. единой жилищной комиссией ГУ МЧС России по г. Москве было принято решение о снятии с учета лиц, нуждающихся в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, *** (в связи со смертью) и *** (в связи с непредставлением документа, подтверждающего обучение *** в образовательных организациях по очной форме обучения). По мнению истца, ответчик ненадлежащим образом рассмотрел вопрос о выплате ему жилищной субсидии, поскольку не учел, что в силу действующего законодательства никаких оснований для снятия ***, *** с учета лиц, нуждающихся в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, не имелось. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о выплате ему и членам его семьи жилищной субсидии на покупку (строительство) жилья, исходя из состава семьи 6 человек.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного просит истец Куранова Н.Н. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца Курановой Н.Н. - Глухой А.В. в суд явился, доводы жалобы поддержал.
Представители ответчика Тодыкова Н.П, Пахомовский С.А. в судебное заседание явились, возражали против доводов жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п.2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, чтоКуранов В.А. в системе федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проходил службу с 30.05.2003г. и его выслуга лет на 10.06.2017г. в календарном исчислении составила 26 лет 01 месяц 05 дней.
Согласно материалам дела *** решением комиссии по распределению жилой площадью ГУ МЧС России по г. Москве и Управления гражданской защиты Москвы, оформленным протоколом N 2 от 27.05.2010г, и решением комиссии от 28.10.2015г. был принят в качестве нуждавшегося в жилых помещениях по договору социального найма с составом семьи из шести человек (он, супруга - Куранова Н.Н, сын - *** (*** г.р.), сын - ** (*** г.р.), сын - ** (*** г.р.), дочь - ***. (*** г.р.).
Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве, оформленным протоколом N 3 от 02.03.2017г, форма жилищного обеспечения семьи *** была изменена с категории "предоставление военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма" на категорию "предоставление военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения".
19 июня 2017г. *** умер, что подтверждается свидетельством о смерти от 20.06.2017 г.
12 июля 2017г. истец (Куранова Н.Н.) обратился в комиссию ГУ МЧС России по г. Москве с заявлением об обеспечении его и членов его семьи жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения.
15 августа 2017г. по результатам рассмотрения данного заявления единой жилищной комиссией ГУ МЧС России по г. Москве было принято решение, оформленное протоколом N 12 от 15.08.2017 г, согласно которому учетное (жилищное) дело *** переведено на его жену - Куранову Н.Н. При этом данным решением *** был снят с учета военнослужащих, нуждающихсяв предоставлении субсидии, в связи со смертью, а его сын ***, *** г.р, был снят с вышеуказанного учета в связи с не предоставлением документов, подтверждающих обучение в образовательных организациях по очной форме обучения.
Таким образом, состав семьи Курановой Н.Н. для расчета субсидии был изменен и на день вынесения решения составил 4 человека (вдова - Куранова Н.Н, сын - *** (*** г.р.), сын - ***. (*** г.р.), дочь - ***. (*** г.р.).
По мнению истца, данное изменение состава семьи является незаконным и необоснованным, поскольку ему полагалась жилищная субсидия на покупку (строительство) жилья, исходя из состава семьи 6 человек.
Между тем, суд пришел к выводу, что данные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются материалами дела. Так в силу пп. "е" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае смерти.Поскольку в силу действующего законодательства смерть ***является основанием для его снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, то решение единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве о снятии *** с учета для получения единовременной социальной выплаты признается судом законным и обоснованным.
При рассмотрении вопроса о законности снятия *** (*** г.р.) с учета для получения единовременной социальной выплаты, судом установлено, что в силу ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ***, как сын *** в возрасте от 18 до 23 лет, проживающий совместно с ***, имел право на получение единовременной социальной выплаты как член семьи *** (впоследствии Курановой Н.Н.) только при подтверждении факта обучения в образовательных организациях по очной форме обучения.
Как следует из материалов дела на момент рассмотрения обращения Курановой Н.Н. 12.07.2017г. в учетном (жилищном) деле отсутствовал документ, подтверждающий обучение *** в образовательных организациях по очной форме обучения, по состоянию на 2017г. Имеющиеся в учетном (жилищном) деле документы, подтверждающие обучение *** в образовательных организациях по очной форме обучения в 2016г, существенного значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку относятся к отдаленному от интересующего суд периода времени и содержат информацию о завершении *** обучения в 2016г.
Поскольку никаких доказательств предоставления ответчику вышеуказанных документов при подаче истцом заявления от 12.07.2017г. во исполнение п. 55 Порядка суду представлено не было и в материалах дела не имеется, то оснований для признания за *** права на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения у единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве не имелось.
При указанных обстоятельствах и с учетом того, что истцом в единую жилищную комиссию ГУ МЧС России по г. Москве не представлены документы, обосновывающие заявление от 12.07.2017г. в отношении ***, оснований для признания незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве, оформленного протоколом N 12 от 15.08.2017г, суд не нашел.
Кроме того, суд указал, что согласно материалам дела на момент вынесения решения истцом на состав семьи была получена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилья в размере 758736 рублей с учетом права *** на дополнительную площадь, размер которой сторонам оспорен не был.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку указанные выводы суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, сделаны при ошибочном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
П. 2.1 ст. 15 вышеназванного закона предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органамиместного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 15.1 п. 1.1. ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" установлено, что при предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
Как следует из материалов дела, решением Комиссии по распределению жилой площади ГУ МЧС России по г.Москве и Управления гражданской защиты Москвы от 27 мая 2010 г. семья *** из пяти человек - он, жена, сын *** г.р, сын ** г.р, дочь *** г. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Решением от 29 октября 2015 г. на учет также приняты супруга *** - Куранова Н.Н. и сын ***, ***г.р, всего состав семьи из шести человек.
Решением комиссии от 2 марта 2017 г. форма жилищного обеспечения семьи *** была изменена с категории "предоставление военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма" на категорию "предоставление военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения".
Приказом от 29 марта 2017 г. *** уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Приказом от 6 апреля 2017 г. *** исключен из списков личного состава ГУ МЧС России по г.Москве с оставлением в списках очередников до получения жилой площади по нормам жилищного законодательства.
Согласно архивной справке от 7 сентября 2017 г, выслуга лет *** на 10 июня 2017 г. составляет в календарном исчислении 26 лет 01 мес. 05 дней.
19 июня 2017 г. *** умер.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состояниюздоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного своенной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Вышеуказанные нормы закона нашли свое дополнительное разъяснение в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" которым установлено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контрактуи погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, вопрос о предоставлении жилищной субсидии семье истца должен был быть разрешен с учетом права умершего ***, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения, на дату его смерти 19 июня 2017 г.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так инормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 ч. 1 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Решением Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Москве от 27 октября 2017 г. Курановой Н.Н. на семью из четырех человек (она, сын *** г.р, сын *** г.р, дочь *** г.р.) предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ***, ***г.рождения, является сыном умершего ***. После смерти ***. Куранова Н.Н,***. и др. проживают в квартире по адресу ***, зарегистрированы с 2016 г. по адресу ***.
Согласно архивной справки от 9 сентября 2017 г, членами семьи ***. (согласно записи в личном деле) являются: жена - Куранова Н.Н, сын - ***, *** г.р, сын - ***, **г.р, дочь - ****** г.р, сын - ***, *** г.р.
При таких обстоятельствах, исключение ***из числа состава семьи военнослужащего, и снятие с учета нуждающихся в предоставлении субсидии без учета требований Жилищного кодекса является неправомерным.
Учитывая вышеизложенное, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований, и поскольку из искового заявления следует, что истец оспаривает решения комиссии о снятии с учета нуждающихся ***, а также о предоставлении субсидии без права ***и ** на получении субсидии, указанные решения являются незаконными, коллегия обязывает ГУ МЧС по городу Москве предоставитьКурановой Н.Н. субсидию для приобретения или строительства жилого помещения на семью из шести человек: она, сын - ***, сын -***, ***г.р, сын - ***, ** г.р, дочь ***, *** г.р, с учетом права умершего ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 февраля 2018 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать ГУ МЧС по Москве предоставить Курановой Наталии Николаевне на семью из шести человек субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.