Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.
судей Грибовой Е.Н, Васильевой Е.В,
при секретаре Волковой М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Абрамян С.Ф. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Абрамян СФ, Агабекян АГ к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, принянии на учет - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Абрамян С.Ф, действуя в своих интересах и в интересах недееспособной Агабекян А.Г, обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет.
Исковые требования мотивированы тем, что Абрамян С.Ф. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, является пенсионером, с 2004 г. постоянно проживает в г.Москве со своей дочерью Агабекян А.Г, также являющейся инвалидом 2 группы с детства. Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 10.12.2014 г. был установлен факт постоянного проживания в г. Москве Абрамян С.Ф. более 10 лет. Решением ДГИ г.Москвы от 26.08.2016г. истцам отказано в признании нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений. Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28.03.2017 г. решение Департамента городского имущества города Москвы от 26.08.2016 г. N ДГИ-И-39105/15 об отказе в предоставлении государственной услуги города Москвы "Признание граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" признано незаконным, на ДГИ г. Москвы была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Абрамян С.Ф, действующей в своих интересах и интересах Агабекян А.Г, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ. Распоряжением ДГИ г. Москвы от 11.10.2017 г. N 33675 Абрамян С.Ф. отказано в признании нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений, поскольку она регистрации по месту жительства в городе Москве и на территории Российской Федерации не имеет, в настоящее время не является жителем г.Москвы.
Истец просила суд признать ее и ее недееспособную дочь Агабекян А.Г. малоимущими жителями города Москвы, возложить на ответчика обязанность поставить их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Абрамян С.Ф. и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого, просит истец по доводам апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав истца Абрамян С.Ф. и ее представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей ст.40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищным кодексом РФ и Законом города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлен порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также снятие жителей города Москвы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях
Согласно ст. 7 Закона от 14.06.2006 г. N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ст. 12 Закона от 14.06.2006 г. N 29, отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с Законом города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 10.12.2014 г. установлен факт проживания Абрамян С.Ф, 07.05.1962 г.р. в городе Москве с 2004 года.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 06.12.2011 г. дочь Абрамян С.Ф. - Агабекян А.Г. признана недееспособной.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28.03.2017 г. исковые требования Абрамян С.Ф, действующей в своих интересах и интересах Агабекян А.Г. удовлетворены, решение Департамента городского имущества города Москвы от 26.08.2016 г. N ДГИ-И-39105/15 об отказе в предоставлении государственной услуги города Москвы "Признание граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", признано незаконным, на ДГИ г. Москвы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Абрамян С.Ф, действующей в своих интересах и интересах Агабекян А.Г, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ.
Согласно справок серии МСЭ -2013 N 0261032 и серии МСЭ-2015 N 2244573, Абрамян С.Ф. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, Агабекян А.Г. является инвалидом с детства второй группы.
Согласно выписок из домовой книги, в квартире по адресу: * с 27.03.2013г. зарегистрирована Абрамян С.Ф.
Из Единого жилищного документа на вышеуказанную квартиру следует, что по состоянию на 28.08.2015 г. в однокомнатной квартире по адресу: *, общей площадью 39 кв.м. были зарегистрированы по месту жительства Абрамян С.Ф, 07.05.1962 г.р. с 27.03.2013 г, также в данной квартире кроме истца были зарегистрированы еще более 70 человек.
Недееспособная Агабекян А.Г. имеет постоянную регистрацию по месту жительства в Забайкальском крае.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 11.10.2017 г. N 33675 "Об отказе в признании нуждающейся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений во исполнение решения суда", Абрамян С.Ф. отказано в признании ее нуждающейся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и указано, что Хорошевским районным судом г. Москвы от 10.12.2014 г. был установлен факт постоянного проживания в г. Москве. 02.07.2016 г. Абрамян С.Ф. была снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: * согласно решения суда, без указания адреса. Абрамян С.Ф. регистрации по месту жительства в г. Москве и на территории РФ не имеет, не является жителем города Москвы.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что Абрамян С.Ф. и ее дочь регистрации по месту жительства в г. Москве и на территории РФ не имеют, и не являются жителями г. Москвы, доказательств проживания Абрамян С.Ф, в г. Москве на законных основаниях на дату подачи заявления в ДГИ г.Москвы, не представлено. Кроме того, Абрамян С.Ф. не обращалась в ДГИ г. Москвы о признании ее и Агабекян А.Г. малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях истцы. Судом учтено, что решением Пресненского районного суда от 28.03.2017 на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о признании нуждающейся в содействии города Москва в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд в решении необоснованно сослался на наличие решения о снятии истца с регистрационного учета по адресу: *, в то время, как у Абрамян С.Ф. имеется в паспорте отметка о регистрации по указанному адресу, а место жительства ее недееспособной совершеннолетней дочери определяется местом жительства Абрамян С.Ф, основанием к отмене решения суда не являются.
В соответствии со ст. 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Именно с указанным понятием места жительства, которое не просто устанавливает связь между гражданином и определенным жилым помещением, в котором он фактически находится, но содержит указание на то, что фактическое проживание должно быть основано на конкретном юридическом акте (свидетельство о собственности, договор найма, аренды, иные законные основания) связывает г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города на жилые помещения" право гражданина быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья.
Как следует из Единого жилищного документа Абрамян С.Ф. в г. Москве была зарегистрирована и проживала в г. Москве с 27.03.2013 г. по адресу: *, сведений о регистрации Агабекян А.Г. по указанному адресу в Едином жилищном документе, не имеется.
Согласно информации, расположенной в общем доступе на сайте Хорошевского районного суда г.Москвы, 20 апреля 2016 года, Абрамян С.Ф. признана не приобретшей права пользования жилым помещением по адресу: *, вместе с ней указанным решением не приобретшими права пользования указанной квартирой признано более 60 человек.
Суд первой инстанции правильно учел, что в решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 10.12.2014 г. не подтвержден факт постоянного проживания Абрамян С.Ф. в г. Москве более 10 лет, а было установлено только ее проживание в г. Москве с 2004 г, суд пришел к правильному выводу о том, что Абрамян С.Ф, жителем г.Москвы не является, что свидетельствует об обоснованности и соответствии действующему законодательству в сфере жилищных правоотношений оспариваемого распоряжения ответчика, поскольку оно вынесено в соответствии с положениями ст. 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", согласно которым отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если, в том числе не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ходатайство представителя ответчика о приобщении к материалам дела доказательств не обсуждалось с лицами участвующими в деле, опровергается материалами дела. Ходатайство представителя ДГИ г. Москвы о приобщении к материалам дела копий документов в отношении истцов, разрешено судом в судебном заседании 20 марта 2018 года, о чем вынесено протокольное определение.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамян С.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.