Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Левшенковой В.А,
судей Анашкина А.А, Фурс Е.Н,
при секретаре Михайловой С.О,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Манченко Т.Н,
на решение Перовского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Манченко Т.Н. к ГБУЗ г.Москвы "Городская поликлиника N66 Департамента здравоохранения г.Москвы" об обязании предоставить в бесплатном порядке лекарственное средство, взыскании морального вреда и расходов - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Манченко Т.Н. обратилась в суд с иском к ответчику ГБУЗ г..Москвы "Городская поликлиника N66 Департамента здравоохранения г..Москвы" об обязании предоставить в бесплатном порядке лекарственное средство, взыскании морального вреда и расходов, ссылаясь на то, что она является инвалидом III группы по общему заболеванию - диабет II степени. Для улучшения состояния ее здоровья, лечащим врачом ГБУЗ "ГП N66 ДЗМ" был подобран оптимальный для ее организма курс медикаментозного лечения, который состоит из жизненно необходимого препарата: инсулин. Выдача указанного лекарственного препарата до июня 2017 года, производилась по льготным рецептам - бесплатно в ГБУЗ "ГП N66 ДЗМ". Указанное лекарственное средство ей жизненно необходимо, так как при прекращении применения препарата могут наступить негативные последствия вплоть до летального исхода. При очередном посещении медицинского учреждения, она предоставила справку N 259441/17 от 02.06.2017 г, выданную ГУ-УПФР в Дятьковском муниципальном районе и городском округе города Фокино Брянской области, о том, что в силу законодательства РФ она имеет право на получение бесплатных медицинских препаратов. Однако, в предоставлении льготных лекарств ей в устном порядке было отказано. Свой отказ методист ГБУЗ "ГП N66 ДЗМ" мотивировала тем, что она вышла на пенсию и ее пенсионное дело находится в ГУ-УПФР в Дятьковском муниципальном районе и городском округе города Фокино Брянской области, а для получения бесплатных лекарств ей необходимо перевести личное пенсионное дело в Москву. На сегодняшний день, в получении бесплатных медицинских препаратов ей продолжают отказывать, рецепт на бесплатное получение также не выдают. В связи с указанными обстоятельствами, ею 15.06.2017 г..было составлено обращение N в Минздрав России с просьбой оказать содействие в решении данной ситуации, однако на ее заявление ответ до настоящего времени не поступил.
Также, ею в адрес Ответчика была направлена претензия в порядке досудебного урегулирования спора с требованием предоставить ей необходимые жизненно важные лекарственные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации. На направленную претензию поступил письменный отказ в предоставлении инсулина со ссылкой на то, что она не является жителем города Москвы, однако, ответчиком не был принят к сведению тот факт, что адрес ее регистрации по месту пребывания:... В случившемся прямо прослеживается грубое нарушение прав человека, что противоречит нормам законодательства о здравоохранении. На сегодняшний день, для жизнеобеспечения функций организма для избегания негативных последствий ей приходится за счет собственных средств приобретать жизненно необходимый для нее инсулин. Просила обязать ответчика предоставить ей в бесплатном порядке, предусмотренном законодательством РФ, жизненно необходимое мне лекарственное средство Инсулин; взыскать с ответчика 500 000 рублей в счет компенсации морального вреда; денежные средства в размере 126 000 рублей, фактически потраченные на юридические услуги; денежные средства в размере 1 600 рублей, фактически потраченные на нотариальные услуги.
Представитель истца Манченко Т.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГБУЗ г.Москвы "Городская поликлиника N66 Департамента здравоохранения г.Москвы" в судебное заседание явился, исковые требования не признал.
Представители третьих лиц ? Департамента здравоохранения г.Москвы, ГУ-УПФР в Дятьковском муниципальном районе и городском округе Фокино Брянской области, ГУ-ГУ ПФР N7 по Москве и Московской области в судебное заседание не явились, извещались.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Манченко Т.Н. по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что суд не принял во внимание тот факт, что выдача лекарственного препарата до июня 2017 года, производилась ответчиком, бесплатно. Указанное лекарство истцу необходимо пожизненно, поскольку при прекращении применения препарата могут наступить негативные последствия вплоть до летального исхода.
Манченко Т.Н. и ее представитель по доверенности Прусакова В.А. в заседание судебной коллегии явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика ГБУЗ г.Москвы "Городская поликлиника N66 Департамента здравоохранения г.Москвы" по доверенности Бадалова Н.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы жалобы не признал.
Представители третьих лиц ? Департамента здравоохранения г.Москвы, ГУ-УПФР в Дятьковском муниципальном районе и городском округе Фокино Брянской области, ГУ-ГУ ПФР N7 по Москве и Московской области в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав Манченко Т.Н, ее представителя по доверенности Прусакову В.А, представителя ответчика ГБУЗ г.Москвы "Городская поликлиника N66 Департамента здравоохранения г.Москвы" по доверенности Бадалову Н.В, находит решение законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 6.2 Федерального Закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" набор социальных услуг, состоит из трёх частей:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, (п. 1 ч. 1 ст. 6. 2 );
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2);
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.2 ч. 1 ст. 6.2).
В соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан переданы субъектам Российской Федерации.
В городе Москве, в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" и распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 N 1506-РП, меры социальной поддержки за счёт средств регионального бюджета предусмотрены для жителей города Москвы.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
К федеральным льготникам, имеющим право на меры социальной поддержки, в том числе по льготному лекарственному обеспечению, в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" относятся: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лица имеющие инвалидности, дети-инвалиды.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2004 года N 143 "Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.
В соответствии с п.4 ст. 12.1 Федерального закона N178-ФЗ от 17.07.1999 года ФЗ "О государственной социальной помощи": федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу 15 ст. 12.1 Федерального закона N178-ФЗ от 17.07.1999 года ФЗ "О государственной социальной помощи" финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии иных мер социальной поддержки (помощи), включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
То есть, финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Из материалов дела следует, что Манченко Т.Н. является инвалидом III группы по общему заболеванию.
Манченко Т.Н. постоянно зарегистрирована по адресу:.., при этом, имеет регистрацию по месту пребывания на период с 30 мая 2017 г. по 29 мая 2018 г. по адресу:...
По информации, предоставленной ГУ ? ГУ ПФР N7 по Москве и Московской обл, Манченко Т.Н. состояла на учете и являлась получателем пенсии с 30.12.2013 г. по 29.02.2016 г, а также ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с 02.12.2014 г. по 29.02.2016 г. и была снята с учета с 01.03.2016 г. в связи с переездом на новое место жительства по адресу:... Размер пенсии Манченко Т.Н. составлял 4666,44 руб, ЕДВ - 924,07 руб. Выплата ЕДВ производилась без учета отказа от социального пакета.
До снятия Манченко Т.Н. с учета в ГУ ? ГУ ПФР N7 по Москве и Московской обл. она состояла в Московском региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) у нее была открыта льгота по категории 081, в связи с чем имелась техническая возможность выписки льготных лекарственных препаратов (в том числе инсулина).
В марте 2017 года при очередном обращении в ГБУЗ "ГП N 66 ДЗМ" выписка льготных препаратов через систему ЕМИАС стала технически невозможной, в связи с осуществленным Пенсионным фондом Российской Федерации переводом персонального пенсионного дела заявительницы из Московского регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в региональный сегмент Брянской области, вследствие чего льгота автоматически была закрыта.
В соответствии со сведениями Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дятьковском муниципальном районе и городском округе г. Фокино Брянской области установлено, что Манченко Т.Н,... года рождения, зарегистрированная по адресу:.., является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 10 Закона N 166-ФЗ от 12.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 01.03.2016 года пожизненно, (до этого времени с 05.02.2014 года являлась получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ст. 9 Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). С 04.02.2014 года и по настоящее время гражданка Манченко Т.Н. является получателем ЕДВ в Управлении ПФР по категории инвалиды 3-й группы на основании п. 1 ст. 28.1, п.п. 3 п. 2 ст. 28.1 Федерального законаN 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С 22.01.2016 года и по настоящее время гражданка Манченко Т.Н. является получателем второй ЕДВ в Управлении ПФР, по категории - проживающие на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Гражданка Манченко Т. Н. с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) в Управление ПФР не обращалась.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, и учитывая, что бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по медицинским показаниям, в соответствии со стандартами медицинской помощи, возможно при включении в региональный (Московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи или за счет средств регионального бюджета, однако, учитывая, что в настоящее время Манченко Т.Н. в связи со снятием с учета в ГУ - ГУ ПФР N7 по Москве и Московской области и постановкой на учет в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дятьковском муниципальном районе и городском округе г. Фокино Брянской области, не состоит в Московском региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а поэтому не может быть обеспечена в бесплатном порядке лекарственным средством, суд пришел к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку финансирование льгот по получению инсулина производиться в ГУ УПР РФ в Дятьковском муниципальном районе и городском округе г. Фокино Брянской области.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание тот факт, что выдача лекарственного препарата до июня 2017 года, производилась ответчиком, бесплатно. Указанное лекарство истцу необходимо пожизненно, поскольку при прекращении применения препарата могут наступить негативные последствия вплоть до летального исхода, таким образом ответчик обязан истцу выдавать лекарственный препарат, вне зависимости от ее места регистрации, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства.
Так как, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по медицинским показаниям, в соответствии со стандартами медицинской помощи, возможно при включении в региональный (Московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи или за счет средств регионального бюджета.
Как следует из материалов дела, в настоящее время Манченко Т.Н. в связи со снятием с учета в ГУ - ГУ ПФР N7 по Москве и Московской области и постановкой на учет в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дятьковском муниципальном районе и городском округе г. Фокино Брянской области, не состоит в Московском региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а поэтому не может быть обеспечена в бесплатном порядке лекарственным средством. Однако, в случае включения Манченко Т.Н. ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области в региональный (Московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной в г. Москве, она будет обеспечена ГБУЗ "ГП N 66 ДЗМ" необходимыми лекарственными препаратами, по медицинским показаниям в установленном порядке.
Таким образом, в настоящее время истец имеет право на получение набора социальных услуг в натуральном виде в полном объеме в Дятьковском районе Брянской области, т.е. по месту постоянной регистрации.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Манченко Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.