Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Нестеровой Е.Б, Лобовой Л.В,
при секретаре Решетовой К.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 30.01.2018 г, по которому постановлено:
Иск фио к Военному комиссариату Московской области об обязании назначить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, произвести перерасчет пенсии, произвести индексацию невыплаченных сумм, - удовлетворить частично:
Обязать военный комиссариат Московской области назначить и ежемесячно выплачивать с 03 июля 2017 года фио пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии в соответствии с п. п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Обязать военный комиссариат Московской области выплатить фио задолженность по пенсии по потере кормильца, в повышенном размере, в соответствии с п. п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", за период с 04.07.2016 года по 03.07.2017 года.
В остальной части в удовлетворении иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московской области об обязании назначить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, произвести перерасчет пенсии, произвести индексацию невыплаченных сумм, просит суд обязать ответчика, Военный комиссариат Московской области, производить увеличение пенсии в дальнейшем в отношении фио, в порядке предусмотренном в п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1; взыскать в пользу фио с Военного комиссариата Московской области перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, согласно пункта "г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 за период с 01 февраля 2012 года по 11 августа 2017 года; обязать Военный комиссариат Московской области проиндексировать своевременно не выплаченные суммы, указанные в пункте 2. Свои требования истец мотивирует тем, что она является пенсионером Министерства обороны РФ с 01.02.2012 года и получает пенсию по случаю потери кормильца за умершего 17.08.1998 года отца, фио, который к моменту смерти являлся пенсионером Министерства обороны РФ и инвалидом Великой Отечественной Войны. Пенсия истцу назначена на основании Закона РФ от 12.02.1993 г..N 4468-1. Однако сумма пенсии выплачивается без учета повышения, предусмотренного п.п. "г" ст.45 Закона РФ N4468-1. Истцом было подано заявление в Министерство обороны РФ через Военный комиссариат городов Шатура, Егорьевск, Рошаль и Шатурского района Московской области, в котором истец просила выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом указанного повышения. Однако, истцу было отказано в удовлетворении по причине того, что повышения к пенсии назначаются только участникам ВОВ и т.д, и нет никаких указаний, что положены повышения пенсий членам семей указанных в законе лиц. Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим её права, что стало причиной обращения в суд за защитой нарушенного права. С 01 февраля 2012 года истец получает пенсию по случаю потери кормильца на себя.
Следовательно, истец считала, что начиная с даты гибели отца, она имеет право на гарантии и компенсации, предусмотренные для членов семьи погибшего пенсионера Министерства Обороны РФ и инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждено удостоверением, выданным фио при жизни.
фио в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области, ссылаясь на незаконность решения, а также вынесенным с нарушением норм материального права.
Истец фиоЕ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей ответчика фио и фио, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, капитан фио, паспортные данные, являлся инвалидом Великой Отечественной войны, проходившим службу в частях, входивших в состав действующей армии, что сторонами не оспаривается и подтверждается письменными материалами дела (л.д.12, 18-19, 22).
Истец фио (ранее фио) С.Е, паспортные данные, является дочерью фио, 1916 г.р, что подтверждено копией свидетельства о рождении (л.д.9).
Истец фио переменила фамилию с Зябловой на фио в связи с заключением брака, что подтверждено копией свидетельства о заключении брака с фио (л.д.10).
Согласно копии свидетельства о смерти I-KC N 625433, фио умер 17 августа 1998 года, актовая запись N 351 от 18.08.1998 г, составлена отделом ЗАГС Администрации города Котовска Тамбовской области (л.д.11).
Истец фио является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ с 01.02.2012 года по случаю потери кормильца, что подтверждается копией удостоверения (л.д.5,6) и не оспаривается сторонами.
Согласно копии справки сер.ВТЭ-25 N 065110, фио является инвалидом третьей группы. (л.д.7)
03.07.2017 года истец фио обратилась в Военный комиссариат городов Шатура, Егорьевск, Рошаль и Шатурского района с заявлением о перерасчете пенсии с начала получения пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на основании п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Ответом Военного комиссара городов Шатура, Егорьевск, Рошаль и Шатурского района от 10.07.2017 г. фио было отказано в перерасчете пенсии с учетом повышения, так как указанные повышения носят личностный характер, в случае смерти военнослужащих (военных пенсионеров), пенсионными органами при наличии права членам его семьи назначается пенсия по случаю потери кормильца, в соответствии со ст.45 указанного закона устанавливаются повышения к назначенной пенсии только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей Закона (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.). Так как фио не имеет соответствующего статуса, предусмотренного данной статьей закона, то права на повышение пенсии, как дочери участника Великой Отечественной войны, у неё нет.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований пункта "г" статьи 45 указанного закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах", к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 названного Закона помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии со статьей 46 указанного закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на повышение пенсии в соответствием с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии ( часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Ввиду вышеуказанных требований закона, днем обращения с заявлением о выплате пенсии с учетом повышения считается дата обращения истца в военный комиссариат, т.е. 03.07.2017 г. года.
В соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Повышения пенсий, предусмотренные п. "а" - "в" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных п. "г" - "и" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений. При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных п. "г", "д" и "з" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру. При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
При таких данных, повышение выплачиваемой истцу пенсии по случаю потери кормильца на основании п. "д" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 не исключает ее повышение на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 этого Закона.
Исходя из изложенного выше, суд первой инстанции законно пришел к выводу о том, что фио имеет право на повышение пенсии в размере 32% от расчетного размера пенсии по п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, в связи с чем ей положена выплата разницы между новым и прежним размером пенсии, но не за период, указанный истом (с 01 февраля 2012 года по 11 августа 2017 года), а за период с 04.07.2016 года по 03.07.2017 года.
Разрешая требование истца об обязании Военного комиссариата Московской области проиндексировать своевременно не выплаченные суммы за период с 01 февраля 2012 года по 11 августа 2017 года, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требование о взыскании пенсии с учетом повышения за указанный период удовлетворено частично, с 04.07.2016 года по 03.07.2017 года, данное требование не содержит указания конкретных сумм, что затруднит исполнение решения суда в данной части, таким образом данное требование не подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеизложенного, о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Оценивая иные доводы ответчика, суд первой инстанции обоснованно счел их необоснованными, направленными на иное толкование действующего законодательства РФ, не являющимися основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований поскольку они не нашли своего подтверждения в представленных в материалы дела доказательствах, опровергаются представленными доказательствами.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 30.01.2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.