Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
и судей Нестеровой Е.Б, Дегтеревой О.В,
при секретаре Долгой И.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Шакиной Л.М. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года, которым постановлено:
Шакиной Л.М. в удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения Зеленоградского административного округа города Москвы об оспаривании решения, о понуждении к присвоению звания "Ветеран труда" отказать,
УСТАНОВИЛА:
Шакина Л.М. обратилась в суд с иском к УСЗН Зеленоградского административного округа г. Москвы (Отдел социальной защиты районов Матушкино и Савелки г. Москвы), с учетом дополнений к исковому заявлению, об оспаривании отказа в присвоении ей звания "Ветеран труда", понуждении присвоить указанное звание. Истец мотивировала свои требования тем, что имеет необходимый трудовой стаж не менее 20 лет, а также за время осуществления трудовой деятельности была награждена знаком отличия - "Ударник двенадцатой пятилетки", что, по мнению истца, дает ей право на присвоение указанного звания, однако, ответчиком в этом ей было неправомерно отказано.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Шакина Л.М. и ее представитель Романец Е.А. исковые требования поддержали, представитель УСЗН Зеленоградского АО г.Москвы - Бояркова Н.П. иск не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Шакина Л.М.
Судебная коллегия, выслушав истца Шакину Л.М, представителя ответчика УСЗН Зеленоградского АО г.Москвы - Бояркова Н.П, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены постановленного судом решения исходя из следующего.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда", где указано: 2. Звание "Ветеран труда" присваивается гражданам:
2.1. Награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
2.1(1). Награжденным по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
2.2. Начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник двенадцатой пятилетки", утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 17.10.1986 N 412/24-12, определено, что единым общесоюзным знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие объединений, предприятий, совхозов, колхозов, строительных, торговых, научно-исследовательских и других организаций и учреждений, досрочное выполнившие пятилетние плановые задания, добившиеся коренного увеличения выработки при высоком качестве работ, внесшие конкретный вклад в экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов, активно участвующие в техническом творчестве, не имевшие нарушений трудовой дисциплины; награждение проводится по предприятиям и организациям союзного подчинения совместным решением министерства, ведомства и ЦК профсоюза или по их поручению.
Как следует из материалов дела, истец Шакина Л.М, *** г. рождения, 15.11.2017 г. обратилась в УСЗН Зеленоградского административного округа г. Москвы (О СЗН районов Матушкино и Савелки г. Москвы) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив необходимые документы.
Решением УСЗН Зеленоградского АО г. Москвы (ОСЗН районов Матушкино и Савелки Бибирево) N *** от 16.11.2017 г. истцу было отказано в предоставлении государственной услуги - присвоении звания "Ветеран труда", с указанием на то, что у истца отсутствует право на получение государственной услуги или функции.
Шакина Л.М. в обоснование своих доводов ссылалась на то, что имеет общий стаж трудовой деятельности более 20 лет и награждена знаком отличия "Ударник двенадцатой пятилетки", что, по ее мнению, является достаточным основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Шакиной Л.М, поскольку представленный истцом знак не относится к знакам отличия в труде, наличие которого является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что условием выдачи знака "Ударник двенадцатой пятилетки является досрочное выполнение пятилетних плановых заданий, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также на то, что знак "Ударник двенадцатой пятилетки" относится к ведомственной награде, поскольку учрежден ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и выдан от их имени.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, так как Положение о едином общесоюзном знаке "Ударник двенадцатой пятилетки", утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 17.10.1986 N 412/24-12, не дает оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего министерства именно за продолжительный добросовестный труд, при этом, как следует из трудовой книжки истца, 08.05.1963 г.р, 07.08.1985г. она была принята на работу в Верхне-Волжское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды, до поступления на эту работу трудового стажа не было, 19.01.1989г. награждена знаком "Ударник двенадцатой пятилетки".
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы истца о несогласии с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и удовлетворению требований истца, поскольку сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу. При этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районно го суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шакиной Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.