Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе Абдуллина С.Р. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Абдуллина С*Р* к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании неправомерным отказа в предоставлении жилья по договора купли-продажи с рассрочкой и обязании предоставить жилье по договора купли-продажи с рассрочкой, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Абдуллин С.Р. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, просит суд признать неправомерным отказ Департамента городского имущества г. Москвы от 07 сентября 2017 года в предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, обязать Департамент городского имущества г. Москвы предоставить по договору купли-продажи с рассрочкой платежа однокомнатную квартиру из жилищного фонда коммерческого использования г. Москвы.
Исковые требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: *** с 1985 года. 28 апреля 2008 года ему был выдан ордер на занятие койко-места в данном общежитии. Однако вселение его в общежитие осуществлено не было в связи с отсутствием в нем свободных койко-мест. С 27 сентября 2005 года истец состоит на жилищном учете по улучшению жилищных условий по категории "общие основания". Учитывая, что Абдуллин С.Р. по месту регистрации из-за отсутствия свободных койко-мест не проживает, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, он полагал, что имеет право на приобретение жилья по норме предоставления с использованием личных средств.
Истец Абдуллин С.Р. и представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Абдуллин С.Р.
Проверив материалы дела, выслушав Абдуллина С.Р. и его представителя Егорова К.М, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, который о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что истец Абдуллин С.Р. с 1985 года зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: ***, где занимает комнату N 1 площадью жилого помещения 13,6 кв. м. в четырехкомнатной коммунальной квартире.
С 2005 года Абдуллин С.Р. один состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), учетное дело N ***.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 14 октября 2014 года N У55-13797 "О снятии с жилищного учета" Абдуллин С.Р. снят с жилищного учета как обеспеченный площадью жилогопомещения по норме предоставления.
Решением Нагатинского районного суда города Москвы от 10 июня 2015 года признано незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 14 октября 2014 года NУ55-13797 "О снятии с жилищного учета", на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность восстановить Абдуллина С.Р. на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет с 27 сентября 2005 года.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28 октября 2015 года отменено распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 14 октября 2014 года N У55-13797 "О снятии с жилищного учета", Абдуллин С.Р. восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях с 27 сентября 2005 года.
26 августа 2016 года Абдуллин С.Р. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору купли-продажи.
Письмом Департамент городского имущества города МосквыNДГИ-ГР-72462-/17-1 от 07 сентября 2017 года отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, вопрос об улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством разрешается в порядке очередности после выполнения обязательств перед гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях более раннего срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 2 указанной статьи в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу статьи 18 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (вместе с "Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве", "Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья") за счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, в соответствии с которым жилое помещение предоставляется гражданам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или наосновании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
На основании п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права, которые регламентируют внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма и указал, что истец не обладает правом на внеочередное предоставление жилья, состоит в списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилого помещения внеочереди, фактически минуя очередность, противоречит действующего законодательству.
Судебная коллегия с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соглашается.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП утвержден Порядок оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, право на оформление договора социального найма имеют граждане Российской Федерации, вселенные в помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, до передачи их в собственность города Москвы, а именно:
3.1. Зарегистрированные по месту жительства и фактически в них проживающие.
3.2. Не зарегистрированные по месту жительства, но фактически в них проживающие и не имеющие на праве пользования или собственности иных жилых помещений при наличии документа, послужившего основанием вселения.
3.3. Зарегистрированные по месту жительства, но не проживающие в жилых помещениях из-за отсутствия свободных жилых помещений, осуществляющие плату за жилое помещение за весь период действия права пользования.
При этом, в силу п. 2 оформление договоров на основании настоящего Порядка не является улучшением жилищных условий.
Согласно пп. 6.1.1 и 6.2.2 Порядка, гражданам, указанным в пункте 3.3 настоящего Порядка и состоящим на жилищном учете в городе Москве, предлагается улучшить жилищные условия в рамках действующего законодательства с использованием личных средств.
Как следует из имеющейся в материалах учетного дела справки (л.д.88), свободные помещения в бывшем общежитии квартирного типа по адресу: ***, отсутствуют.
В этой связи, истец обратился к ответчику с заявлением, в котором он просил на основании пп. 6.1.1 Порядка рассмотреть вопрос о предоставлении ему другого жилья по норме предоставления по договору купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием социальной ипотеки.
Между тем, в соответствии со ст.3 З акона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.
Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.
Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;
2) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.
Таким образом, право истца Абдуллина С.Р, вставшего на учет нуждающихся в жилых помещениях с 27 сентября 2005 года, то есть после введения в действие Жилищного кодекса РФ, улучшить свои жилищные условия выбранным им способом действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, Департаментом городского имущества г.Москвы разъяснялось ему о возможности перевода на учет нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (л.д.24), однако данное право истцом реализовано не было, с соответствующим заявлением он в Департамент городского имущества г.Москвы не обращался.
При таком положении, правовые основания для предоставления истцу жилого помещения с рассрочкой платежа или с использованием социальной ипотеки у Департамента городского имущества отсутствовали, в связи с чем ему правомерно было разъяснено, что вопрос об улучшении его жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства будет рассмотрен в порядке очередности (л.д.27).
Изложенные в апелляционной жалобе истца доводы о том, что предоставление ему на основании пп. 6.1.1 Порядка жилого помещения с использование личных средств не является улучшением жилищных условий, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные доводы противоречат буквальному толкованию упомянутого пп. 6.1.1 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы.
Ссылки истца на п.2 Порядка, в соответствии с которым оформление договоров на основании настоящего Порядка не является улучшением жилищных условий, основаны на неправильном толковании данных положений и подлежат отклонению, так как указанные положения распространяются непосредственно на оформление договоров социального найма на уже занятые гражданами жилые помещения либо предоставленные из числа свободных.
При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии со стороны Департамента городского имущества г.Москвы заявленных истцом нарушений его жилищных прав.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, были предметом исследования в суде первой инстанции, по существу повторяют доводы искового заявления, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и иное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Абдуллина С.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.