Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.
судей Дорохиной Е.М, Васильевой Е.В,
при секретаре В М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Скобелевой Н.А, Скобелева И.И. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 16 апреля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Скобелевой НА, Скобелева ИИ к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа Департамента в приеме документов, обязании признать нуждающимися в жилищных помещениях отказать.
УСТАНОВИЛА:
Скобелева Н.А, Скобелев И.И. обратились в суд с иском к ДГИ г. Москвы Москвы, просили признать распоряжение от 17.11.2017 г. N 33-5-148331/17-(0)-1 об отказе в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным, обязать признать малоимущим, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договору социального найма (безвозмездного пользования), признать Скобелеву Н.А, Скобелева И.И, Скобелева И.С. жителей города Москвы, имеющими права, гарантированные ст. 7.3 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации" и равные правам членов семьи нанимателя по договорам социального найма в домах, включенных в программу реновации.
Исковые требования мотивированы тем, что 31.10.2017 г. Скобелева Н.А. и Скобелев И.И, в связи с предстоящей реновацией жилого дома по адресу: *, где истцы занимают квартиру N55, обратились в ДГИ г. Москвы с заявлением о принятии на жилищный учет в составе семьи из 3-х человек (Скобелева Н.А, ее сын Скобелев И.И, муж Скобелев И.С.) в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Обращение в ДГИ г. Москвы вызвано тем, что в квартире по адресу * проживают две разные семьи, не объединенные родством или свойством, которые не ведут общего хозяйства, не имеют общий бюджет и никогда не вселялись (не давали согласия на вселение) в квартиру в качестве членов одной семьи как до, так и после приватизации квартиры. ДГИ г. Москвы отказал истцам в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", с указанием на то, что истцы обеспечены жилыми помещениями свыше нормы предоставления.
В судебном заседании представитель истцов иск поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят истцы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлен порядок и условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.ст. 7, 8,10 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 жители города Москвы подлежат постановке на жилищный учет, если, в том те числе, все члены семьи проживают в городе Москве на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения. приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем.
С 28.09.2008 порядок учета в целях реализации Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 определен Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ"
Согласно п. 4.1. Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В силу п. 4.4. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП, критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
В соответствии с п. 4.6. Порядка принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся.
Не включение части граждан, постоянно проживающих в жилом помещении, несмотря на их временное отсутствие, в число принимаемых на учет, ведет к созданию неприемлемой ситуации, когда не может быть проверено соответствие требованиям п. 5 ст. 7 Закона (малоимущность) в соответствии с Законом г.Москвы N 7 от 25.01.2006 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; при улучшении в установленном порядке жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся, будут автоматически улучшаться жилищные условия и тех граждан, не состоящих на данном учете.
В соответствии с п.п. 3,и 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 учетная норма в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 члены семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Указанное определение членов семьи используется исключительно в целях реализации гражданами прав и обязанностей в жилищной сфере и не является тождественным определению "семья", используемому в целях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении, семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
Все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Скобелева Н.А, * г.р, Скобелев И.И, * г.р. зарегистрированы по месту жительства в квартире, площадью жилого помещения 56,70 кв.м. по адресу *, совместно с ними также по месту жительства в данной квартире зарегистрированы: Гончаренко Л.А, * г.р, Гончаренко А.А, * г.р.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 15.04.2015 г. за Гончаренко Л.А, Гончаренко А.А, Скобелевым И.И. признано право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: * по 1/3 доли в праве собственности за каждым.
03.11.2017 г. Скобелева Н.А. обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги о признании ее семьи в составе трех человек (она, сын Скобелев И.И, муж Скобелев И.С.) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно уведомлению от 17.11.2017 г. N 33-5-148331/14-(0)-1 ДГИ г. Москвы рассмотрел запрос от 03.11.2017 г. N 3749109-2017 о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и отказал Скобелевой Н.А. в предоставлении данной государственной услуги на основании п. 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 08.08.2017 г. N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы", ст.ст. 1, 7, 8, 10 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в связи с обеспеченностью заявителей площадью жилого помещения по норме предоставления. Из данного уведомления следует, что Скобелева Н.А. в составе семьи из 4-х человек (она, Скобелев И.И, Гончаренко Л.А, Гончаренко А.А.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: *, где занимают 3- комнатную квартиру площадью жилого помещения 56,7 кв.м, собственниками которого являются Скобелев И.И, Гончаренко Л.А, Гончаренко А.А. по 1/3 доли в праве общей долевой собственности. Размер площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи составляет 14,18 кв.м. для отдельных квартир, что является более учетной нормы предоставления - 10 кв.м. и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 г, основанием для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, При этом суд исходил из того, что Скобелевы Н.А, И.И. и Гончаренко Л.А, А.А. занимают жилое помещение по адресу: *, как члены одной семьи, Скобелев И.И. и Гончаренко А.А, Л.А. являются собственниками данного жилого помещения на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому. Также суд указал на то, что доказательств, свидетельствующих о нарушения прав Скобелевой Н.А, Скобелева И.И, Скобелева И.С, гарантированных ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 31.12.2017) "О статусе столицы Российской Федерации" не представлено
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Не являются основаниями для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в том, что не было разрешено ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Скобелева И.С, Гончаренко Л.А. и А.А.
Из искового заявления усматривается, что в нем в качестве третьих лиц указаны Скобелев И.С, Гончаренко Л.А, Гончаренко А.А, указанные лица извещались о дате рассмотрения дела, согласно протоколу судебного заседания от 16.04.2018г, третье лицо Гончаренко Л.А. участвовала в судебном заседании, поддерживала исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом ненадлежащим образом была проведена досудебная подготовка по делу, судебная коллегия принять во внимание не может, так как из материалов дела усматривается, что досудебная подготовка по делу была проведена судом в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд при подготовке дела к судебному разбирательству установилюридически значимые обстоятельства.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что суд в судебном заседании 16.04.2018 г. не конкретизировал какие доказательства необходимо предоставлять истцам, не затребовал у ответчика и не исследовал представленные им материалы на предмет наличия у ответчика доказательств того, что Скобелевы Н.А, И.И. и Гончаренко Л.А. и А.А. являются разными семьями.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В определении о принятии иска к производству суд разъяснил лицам, участвующим в деле, положения ст.56 ГПК РФ. При рассмотрении дела по существу сторонам в судебном заседании также разъяснялись процессуальные права и обязанности. В протоколе не содержится указание на то, что стороной истца заявлялись ходатайства об оказании содействия в получении доказательств.
Доводы жалобы о том, что по адресу: * фактически проживают две разные семьи, были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения" членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства и свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с г. Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Таким образом, утверждение истца о том, что в квартире * проживают разные семьи, не основано на положениях законодательства.
При этом коллегия также учитывает, что согласно материалам дела, Гончаренко А.А. и Скобелева Н.А. были вселены в указанную квартиру в качестве членов семьи своего отца - Гончаренко А.В.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, на каждого из четырех проживающих (Скобелевы Н.А, И.И. и Гончаренко Л.А, А.А.) в квартире по адресу: *, приходится по 14,28 кв.м. площади жилого помещения, что превышает норму предоставления. Супруг Скобелевой Н.А. - Скобелев И.С. зарегистрирован по адресу: *, где проживает на основании договора социального найма. Указанная квартира имеет общую площадь 68,5 кв.м, зарегистрированы в ней 4 человека, то есть на каждого проживающего приходится более 17 кв.м.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Скобелевой Н.А, Скобелева И.И... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.