Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
В составе председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Владимировой Н.Ю, Лобовой Л.В,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Маториной О.В, Маторина Д.Н, Маторина Н.А, с дополнениями к ней, на решение Басманного районного суда г. Москвы от 30 января 2018 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований Маториной О.В, Маторина Д.Н.а, Маторина Н.А. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица М.А.Д, *** года рождения, умершего *** года.
УСТАНОВИЛА:
Маторина О.В, Маторин Д.Н, Маторин Н.А. обратились в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица М.А.Д, *** года рождения, умершего *** года, ссылаясь на то, что срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений пропущен по уважительным причинам.
Кроме того, указывали, что являются наследниками первой очереди в наследстве М. А.Д, которое состоит, в том числе из средств пенсионных накоплений, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии М.А.Д. 10.10.2017 г. Басманным районным судом г. Москвы утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым за истцами признано право собственности по 1/5 доли накопительной части пенсионных накоплений М.А.Д. После вступления в законную силу определения суда истцы 13.11.2017 г. обратились к ответчику с заявлением о выплате причитающихся им долей накопительной части пенсии М.А.Д, однако в выплате средств им было отказано в связи с истечением 6-ти месячного срока. Как указывали истцы, они не знали о пенсионных накоплениях умершего и возможности их получения. Вместе с тем супруга М.А.Д. - Х. Е.В. получила на себя и на дочь наследодателя сумму, причитающуюся всем правопреемникам умершего.
Представитель истцов в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Х.Е.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований также возражала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, с дополнениями к ней, просят истцы Маторина О.В,Маторин Д.Н, Маторин Н.А.
Истец Маторин Н.А, 3 лицо Х.Е.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне рассмотрения дела извещены, воспользовались правом на ведение дела через представителя.
Проверив материалы дела, заслушав истцов Маторину О.В,Маторина Д.Н, представителя истцов, представителя ответчика, представителя 3 лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, с дополнениями к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Порядок финансирования выплат накопительной пенсии по старости, срочной пенсионной выплаты и единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 30.07.2014 года N 711 утверждены Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, которые введены в действие с 01.01.2015 года.
Указанные Правила определяют порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета их сумм.
Действие настоящих Правил распространяется на правопреемников умерших застрахованных лиц, формирование накопительной пенсии которых на дату их смерти осуществлялось через Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд).
В соответствии с п.п. 3,5,7,8,9,10 и 21 указанных Правил правопреемники, за исключением лиц, указанных в пункте 4 настоящих Правил, имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или до корректировки размера указанной пенсии и (или) корректировки срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений.
Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства.
В случае подачи застрахованным лицом более одного заявления о распределении средств пенсионных накоплений к рассмотрению принимается заявление, которое имеет более позднюю дату подачи.
При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди.
Выплата правопреемникам средств пенсионных накоплений производится за счет средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, полагающихся правопреемнику, способом, указанным в заявлении о выплате средств пенсионных накоплений.
Принятие решений по заявлениям о выплате средств пенсионных накоплений (об отказе от получения средств пенсионных накоплений), расчет и выплата средств пенсионных накоплений осуществляются территориальным органом Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица.
Территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.
Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Форма извещения правопреемников утверждается Министерством труда и социальной защиты российской Федерации.
Обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или 3 к настоящим Правилам.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Заявление о выплате средств пенсионных накоплений и приложенные к нему документы правопреемника, восстановившего в судебном порядке срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, рассматриваются территориальным органом Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в течение 10 дней со дня их поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о выплате средств пенсионных накоплений либо об отказе в выплате средств пенсионных накоплений.
Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае отсутствия заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений и определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09 марта 1974 года родился М.А.Д, матерью и отцом которого являются Маторина О.В. и Маторин Д.Н. соответственно, сыном - Маторин Н.А, что подтверждается свидетельствами о рождении.
М.А.Д. умер *** года, о чем 20 февраля 2017 года органом ЗАГС Москвы N 10 многофункционального центра предоставления государственных услуг района Басманный произведена запись акта о смерти N ***.
20.06.2017 г. в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области Х.Е.В. было подано заявление о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица М. А.Д.
По результатам рассмотрения заявления 19.09.2017 г. принято решение о выплате средств пенсионных накоплений в размере 50% правопреемнику первой очереди по закону Х.Е.В. на сумму 172172,03 руб. и 50% правопреемнику первой очереди по закону Маториной А.А. на сумму 172172,03 руб. за счет средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Определением Басманного районного суда г. Москвы от 10.10.2017 г. утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по иску Маториной О.В, Маторина Д.Н, Маторина Н. А. к Х.Е.В, Маториной А.А, Пенсионному фонду Российской Федерации о признании права собственности, разделе наследственного имущества, согласно условиям мирового соглашения признано право собственности за Маториной О.В, Маториным Д.Н, Маториным Н.А, Маториной А.А, Х.Е.В. по 1/5 доли от средств пенсионных накоплений, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии наследодателя М.А.Д.
Истцы 13 ноября 2017 года обратилась в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица М.А. Д.
Решением ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области от 13 ноября 2017 года истцам отказано в выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица М.А.Д. в связи с пропуском срока для обращения с заявлением.
Суд отметил, что на момент смерти застрахованного лица территориальный орган Пенсионного фонда РФ не располагал информацией о наличии у умершего правопреемников, он не имел возможности принять меры по извещению таких лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений.
При этом на момент заключения мирового соглашения и рассмотрения дела судом о разделе наследственного имущества истцам было известно о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего М.А.Д, но своим правом на обращение к ответчику истцы не воспользовались.
Действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Однако, как указал суд, средства пенсионных накоплений были выплачены ответчиком супруге умершего и его дочери до утверждения судом мирового соглашения.
При этом доводы истцов о том, что препятствием к своевременному обращению к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений явилось рассмотрение в суде дела о разделе наследственного имущества, как указал суд, не являются основанием к удовлетворению требований, поскольку не могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения к ответчику за выплатой средств пенсионных накоплений, и не свидетельствуют о наличии исключительных, объективных причин, препятствующих истцам в шестимесячный срок обратиться к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений при том, что соблюдение этого срока является обязательным для всех участников спорных правоотношений.
Рассматривая довод истцов о том, что они по смыслу ст.1152 ГК РФ являются наследниками, принявшими наследство, так как своевременно обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, а поэтому, по мнению истцов, заявленные ими требования должны быть удовлетворены, суд пришел к выводу о том, что он основан на неверном толковании действующего законодательства, исходя из следующего.
В силу ст. 5 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
Следовательно, как указал суд, средства пенсионных накоплений не включаются в состав наследственной массы умерших застрахованных лиц, а переходят к их правопреемникам в порядке, установленном положениями Закона, и названными выше Правилами, то есть данные выплаты в состав наследства не входят, соответственно на спорные правоотношения нормы наследственного законодательства не распространяются.
Рассматривая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд установил, что доказательств, подтверждающих исключительные обстоятельства, связанные с личностью истцов и свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, суду не представлено, срок для обращения в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица М.А.Д, не подлежит восстановлению, в связи с чем в удовлетворении иска было отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе истцы вновь ссылаются на положения ст.1152 ГК РФ, указывая, что являются наследниками, принявшими наследство, так как своевременно обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако, данный довод являлся предметом обсуждения суда первой инстанции, ему дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что 21.04.2017г. истцы обратились к нотариусу Х.Т.А, при этом они не были письменно уведомлены о необходимости обращения за получением пенсионных накоплений в 6-ти месячный срок, не может служить основанием для отмены решения суда, так как, как уже указывалось, средства пенсионных накоплений не включаются в состав наследственной массы умерших застрахованных лиц, а переходят к их правопреемникам в порядке, установленном положениями Закона, и названными выше Правилами, то есть данные выплаты в состав наследства не входят, соответственно на спорные правоотношения нормы наследственного законодательства не распространяются.
В апелляционной жалобе истцы указывают, что в июне 2017г. Маторина О.В. обращалась в ПФ с заявлением о предоставлении перечня документов, необходимых для получения накопительной части пенсии умершего, но, по ее утверждению, ее письменно не уведомили о необходимости обращения за получением накопительной части пенсии умершего в 6-ти месячный срок, однако, указанное не может служить основанием для отмены решения суда, так как, напротив, может свидетельствовать о том, что истцы знали о наличии средств пенсионных накоплений и возможности их получения, при этом, доказательств того, что Маторина О.В. обращалась в пенсионные органы за разъяснением порядка получения накопительной части пенсии умершего и ей в этом было отказано, не имеется, а на момент смерти застрахованного лица территориальный орган Пенсионного фонда РФ не располагал информацией о наличии у умершего правопреемников, то есть, не имел возможности принять меры по извещению таких лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Другие доводы апелляционной жалобы, с дополнениями к ней, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 30 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, с дополнениями к ней, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.