Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Бельченко И.В.,
и судей Лобовой Л.В, Климовой С.В.
с участием прокурора Левенко С.В,
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) на решение Мещанского районного суда г.Москвы от 16 августа 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Казанкова Вахтанга Важаевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании незаконным и отмене приказа N 182-к о прекращении действия служебного контракта от дата N 1155, восстановлении в прежней должности удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ N 182-к о прекращении действия служебного контракта от дата N 1155.
Восстановить Казанкова Вахтанга Важаевича в прежней должности начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
УСТАНОВИЛА:
Истец Казанков В.В. обратился в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании незаконным и отмене приказа N 182-к о прекращении действия служебного контракта от дата N 1155, восстановлении в прежней должности, мотивируя свои требования тем, что с дата он был принят на федеральную государственную гражданскую службу на должность федеральной государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России. Приказом N 328-К от дата был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России. дата работодателем был издан приказ N 182-к о прекращении действия служебного контракта от дата N 1155 и освобождении Казанкова В.В. от занимаемой должности в связи с совершением виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя (пункт 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от дата N 79 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". С указанным приказом истец не согласен, поскольку в приказе не указаны основания, для издания приказа о прекращении действия служебного контракта и освобождении от замещаемой должности. Выводы работодателя, что он, совершил виновные действия, непосредственно обслуживая денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя считает незаконными и необоснованными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным и отменить приказ N 182-к о прекращении действия служебного контракта дата N 1155 и освобождении от занимаемой должности в связи с совершением виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя (пункт 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от дата N 79 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"); восстановить его в прежней должности начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России.
Истец Казанков В.В. и его представитель по доверенности Койфман Я.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Сологуб А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит представитель ответчика МЧС России по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика МЧС России не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца Казанкова В.В, заслушав заключение прокурора, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом МЧС России от дата N 250-К Казанков В.В. был принят на федеральную государственную гражданскую службу с дата и назначен на должность - заместителя начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России.
дата представителем нанимателя в лице заместителя Министра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с истцом заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы.
Приказом МЧС России от дата N328-К Казанков В.В. был назначен с дата на должность - начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России и освобожден от должности заместителя начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России.
дата представителем нанимателя в лице заместителя Министра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с истцом заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы по новой должности.
дата Казанков В.В. ознакомлен с Должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего замещающим должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития.
дата Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1480-58 "О государственном оборонном заказе на дата и плановый период 2018 и дата".
В рамках выполнения требований указанного Постановления Правительства в системе МЧС России Департаменту развития было поручено разработать и исполнить План оснащения реагирующих подразделений МЧС России современными техническими средствами и техникой на дата и формирования предложений на дата.
Ответственным должностным лицом по подготовке документации по извещению о проведении электронного аукциона на закупку в интересах МЧС России являлся Казанков В.В.
Сроки публикации извещений по объемам закупок согласно пункту 1.13. Плана реализации государственного оборонного заказа в Единой информационной системе на дата установлены до дата.
В связи с нарушением сроков исполнения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа Распоряжением МЧС России от дата N 184 о проведении проверки была создана комиссия, которой было поручено провести проверку по факту нарушения сроков исполнения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа.
По результатам проведенной проверки комиссией составлено заключение от дата согласно которому, в ходе проверки были установлены факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны заместителя директора Департамента развития фио и начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития Казанкова В.В, которые привели к несвоевременной подготовке документов для закупки продукции по государственному оборонному заказу для нужд МЧС России и нарушению сроков, установленных Планом-графиком реализации Плана оснащения реагирующих подразделений МЧС России современными техническими средствами и техникой на дата и формирования предложений на дата.
Заключение служебной проверки от дата содержит предложение рассмотреть вопрос об увольнении начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития Казанкова В.В. из системы МЧС России по основаниям, предусмотренным статьей 37 (Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя) Федерального закона Российской Федерации от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
дата Казанкову В.В. предложено дать объяснения по выполняемой работе в рамках реализации государственного оборонного заказа в системе МЧС России. Казанков В.В. от написания объяснения отказался, о чем составлен соответствующий акт от дата.
Приказом МЧС России N 182-к от дата действие контракта от дата N 1155 прекращено и Казанков В.В. освобожден от замещения должности федеральной государственной гражданской службы - начальника отдела по совершенствованию авиационно-спасательной деятельности Департамента развития МЧС России и уволен на основании пункта 4 части 1 статьи 37 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с совершением виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя).
дата Казанкову В.В. было направлено уведомление (исх. от дата N 4-37-602) о необходимости явиться в отдел реализации кадровой политики, аттестации и оценки личного состава Департамента кадровой политики МЧС России по адресу адрес для получения трудовой книжки.
В силу ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.
Устанавливая указанное основание для расторжения служебного контракта, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не устанавливает ни перечня должностей, ни вида работ, связанных с непосредственным обслуживающим денежных или товарных ценностей.
В связи с чем, при рассмотрении данного дела суд первой инстанции обоснованно применил положения Трудового кодекса РФ, как регулирующие сходные отношения по аналогии.
Согласно п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от дата "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 7 части первой статьи 81 Кодекса в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты довериям к ним.
Таким образом, увольнение по рассматриваемому основанию возможно не со всеми работниками (служащими), а только с теми из них, кто непосредственно обслуживает денежные или товарные ценности.
Как правило, к работникам, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, относятся работники, которые несут полную материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей на основании закона или специального письменного договора о полной материальной ответственности.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержден Постановлением Минтруда России от дата N 85.
Разрешая заявленные требования, с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о признании увольнения истца незаконным и восстановлении на работе, поскольку истец не занимал должность, предусмотренную соответствующим Перечнем и не выполнял работы, связанные с непосредственным обслуживанием материальных ценностей; из должностного регламента Казанкова В.В. не следует, что он непосредственно обслуживает денежные или товарные ценности; условия служебного контракта, заключенного между истцом и представителем нанимателя, также не содержат обязанностей служащего по приемке, хранению, транспортировке, распределению и т.п. денежных средств или материальных ценностей.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано на то, что Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденным Постановлением Минтруда России от дата N 85, замещаемая истцом должность государственной гражданской службы и выполняемая им работа не относится к указанному перечню, в связи с чем, с Казанковым В.В. не мог быть заключен договор о полной материальной ответственности.
Из заключения по результатам проведенной проверки по факту нарушения сроков исполнения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа также не следует, что в обязанности истца входило непосредственное обслуживание денежных или товарных ценностей (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), а поэтому он не мог быть уволен по указанному основанию.
Учитывая положения ст. 394 ТК РФ согласно которой, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, вывод суда о признании незаконным и отмене приказа N 182-к о прекращении действия служебного контракта от дата N 1155 и восстановлении Казанкова В.В. в прежней должности, является правомерным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о несогласии с выраженными в решении выводами суда об удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и отказе в иске, поскольку сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу. При этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в связи с невыполнением истцом комплекса мероприятий были несвоевременно подготовлены документы для закупки продукции по государственному оборонному заказу для нужд МЧС не опровергают выводов суда по существу спора и и не влекут отмену решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку собранных по делу доказательств, аналогичны доводам, изложенным в отзыве на иск, были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого получили надлежащую оценку, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г.Москвы от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.