Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре Г.Т. Агаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности И.В. Злобиной на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 8 сентября 2017 года по делу по административному иску Н.А. Шумихиной, А.В. Шумихина о признании незаконным решения начальника первого отдела ФКБУ "Западное Региональное управление Жилищного обеспечения" Минобороны России Т.Н. Петровской от 29 марта 2016 года N 1/ТС/161 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях по договору социального найма, об обязании 1 отдела ФГКУ "Западное Региональное управление Жилищного обеспечения" Минобороны России принять Н.А. Шумихину и А.В. Шумихина на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства (г. Мытищи Московской области) с учетом права на дополнительную жилую площадь во внеочередном порядке, которым требования частично удовлетворены,
установила
Н.А. Шумихина и А.В. Шумихин обратились в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указали, что они являются членами семьи умершего военнослужащего в отставке - В.А. Шумихина и проживают на территории закрытого военного городка Сергиев Посад-6.
После признания административных истцов наряду с В.А. Шумихиным нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в перечень лиц - кандидатов на участие в президентской программе "Государственный жилищный сертификат", В.А. Шумихин обратился с заявлением об изменении способа обеспечения жилыми помещениями на предоставление жилых помещений по договору социального найма.
После отказа в удовлетворении указанного требования, В.А. Шумихин обратился в суд, однако 27.04.2015 производство по делу прекращено в связи со смертью В.А. Шумихина.
Полагая, что как члены семьи умершего военнослужащего Н.А. Шумихина и А.В. Шумихин имеют право на улучшение жилищных условий путем получения жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по ранее выбранному месту жительства, Н.А. Шумихина обратилась с соответствующим заявлением в Западное Региональное управление Жилищного обеспечения (1 отдел) Минобороны России (ФГКУ "ЗРУЖО" 1 отдел МО РФ), однако 29.03.2016 в удовлетворении заявления было отказано.
Утверждая о нарушении их жилищных прав, просят признать решение ФГКУ "ЗРУЖО" 1 отдел МО РФ незаконным.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 8 сентября 2017 года постановлено: административное исковое заявление Н.А. Шумихиной, А.В. Шумихина к ФГКУ "ЗРУЖО" 1 отдел МО РФ о признании незаконным отказа в постановке на учет и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства во внеочередном порядке - удовлетворить частично.
Признать Решение начальника ФГКУ "ЗРУЖО" 1 отдел МО РФ от 15.02.2016 об отказе в принятии Н.А. Шумихиной, А.В. Шумихина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным.
Возложить на ФГКУ "ЗРУЖО" 1 отдел МО РФ обязанность в установленном законом порядке рассмотреть обращение Н.А. Шумихиной, А.В. Шумихина от 15 февраля 2016 года об обеспечении жилым помещением.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.
Об отмене решения суда просит по доводам апелляционной жалобы представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности И.В. Злобина.
В заседании судебной коллегии Н.А. Шумихина и А.В. Шумихин поддержали доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что В.А. Шумихин являлся полковником в запасе.
Приказом N 74 командира войсковой части 44026 от 28.02.1992 В.А. Шумихин был исключен из списков личного состава части.
Согласно удостоверению от 28.02.1992 В.А. Шумихин, уволенный с действительной военной службы по возрасту, имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 N 237-74 от 20.01.1960 N 74 и постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 от 07.09.1989 N 734.
В.А. Шумихин являлся инвалидом второй группы по общему заболеванию с 17.10.2005 бессрочно.
Решением жилищной комиссии от 1.12.2003 В.А. Шумихин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в перечень лиц - кандидатов на участие в программе на получение Государственного жилищного сертификатов с составом семьи три человека (жена Н.А. Шумихина, сын А.В. Шумихин).
В.А. Шумихин проживал с семьей из четырех человек (супругой Н.А. Шумихиной, сыном А.В. Шумихиным, дочерью Е.В. Кобец (Шумихиной) в закрытом военном городке в квартире по договору социального найма по адресу: г. Сергиев Посад-6 ул. Школьная, д. 14 кв. 39.
3.12.2013 В.А. Шумихин обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ с заявлением об изменении способа и формы обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма для него и членов его семьи Н.А. Шумихиной и А.В. Шумихина, который является инвалидом 1 группы с детства.
На данное заявление был направлен ответ от 19.12.13 N 02-13/16355, в котором заявителю разъяснено право на представление комплекта документов, предусмотренного п. 1 Инструкции, утв. Приказом Министерства обороны РФ от 30.09.10 N1280.
3.02.2014 В.А. Шумихиным было повторно направлено заявление о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, с приложением необходимых документов.
Письмом от 18.04.2014 N 25/1996/МС В.А. Шумихину отказано в удовлетворении заявления, поскольку нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ.
10.07.2014 Сергиево - Посадским городским судом постановлено решение об удовлетворении заявления по гражданскому делу N 2-4043/2014 по заявлению В.А. Шумихина о признании незаконным отказа ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
11.02.2015 В.А. Шумихин умер.
27.04.2015 определением апелляционной коллегии Московского областного суда решение Сергиево - Посадского городского суда от 10.07.2014 отменено, производство по делу прекращено, в связи со смертью В.А. Шумихина.
15.02.2016 Н.А. Шумихина подала заявление в ФГКУ "ЗРУЖО" 1 отдел МО РФ о признании ее и А.В. Шумихина нуждающимися в улучшении жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по ранее выбранному месту жительства.
29.03.2016 решением N 1/ТС/161 начальника 1 отдела Т.Н. Петровская ФГКУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Н.А. Шумихиной и А.В. Шумихину в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке отказано.
В обоснование отказа положен вывод об отсутствии права административных истцов на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по избранному месту жительства у членов семьи после смерти военнослужащего, поскольку указанное право членов семьи является производным от прав самого военнослужащего, а право последнего не подтверждено.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями процессуального закона собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административных истцов.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку.
Частью 3 ст. 49 ЖК РФ определено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются определенным действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. (п. 3).
Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции. (п. 8.)
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом. (п. 10).
Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. (п. 11).
В соответствии В соответствии с ч. 3.1 ст. 24 Закона "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливалось, что законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них обязанности военной службы,-признавал за ними право на улучшение жилищных условий, определенное в пункте 2 и пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В постановлении Конституционного Суда РФ от 5.04.2007 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"... ", постановлено, признать пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
С целью устранения нарушений, выявленных постановлением КС РФ от 5.04.2007 N 5-П был принят Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - ФЗ N 342-ФЗ).
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 1 ФЗ N 342-ФЗ способ обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, посредством выдачи Государственного Жилищного Сертификата, выдававшегося исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, признан утратившим силу с 1.01.2011 года.
В соответствии с ч.1 ст. 4 ФЗ N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Анализируя выводы суда первой инстанции, принятые на основании вышеприведенных законоположений, судебная коллегия находит их верными.
Суд, оценивая возможность административных истцов быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, обоснованно указал на необходимость рассмотрения административным ответчиком обращения Н.А. Шумихиной и А.В. Шумихина об обеспечении жилым помещением с учетом того обстоятельства, что В.А. Шумихин был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе в должности полковника, до момента смерти состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 1.12.2003, поэтому в силу указанных выше норм имел право выбора способа улучшения жилищных условий, посредством предоставления ему жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, судом обоснованно признано незаконным решение начальника первого отдела ФГКУ "ЗРУЖО" о 29 марта 2016 года Т.Н. Петровской об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Суд обоснованно отклонил доводы административного ответчика о несостоянии В.А. Шумихина на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данное утверждение противоречит информации, содержащейся в письме N 194/9/УГ-41274/8919 начальника 9 отдела Департамента Жилищного обеспечения МО РФ ответу от 31 августа 2016 года.
Согласно вышеуказанному письму, направленному административным истцам в ответ на их письменное обращение, по данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, В.А. Шумихин с 1 декабря 2003 года был признан нуждающимся, состав семьи - 3 человека, избранная форма обеспечения - государственный жилищный сертификат. На этом основании В.А. Шумихин 3.12.2013 обращался с заявлением об изменении способа обеспечения жилыми помещениями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии со статьей 84 КАС РФ, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности. Суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, ошибочном понимании существа рассматриваемых правоотношений и прав заявителя, которые могут подлежать защите; эти доводы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не опровергают правильности определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений; сводятся, по сути, к иной правовой оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе анализа норм действующего законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 8 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.