Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре П.К. Клочкове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Елаева И.А, Алешина В.В, Елаева К.И. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года по делу по административному иску И.А. Елаева, В.В. Алешина, К.И. Елаева о признании незаконными решений Префектуры ЦАО г. Москвы: об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета группой лиц 12 февраля 2018 года с 10 часов до 15 часов 00 минут в городе Москва на Площади Революции за памятником К. Марксу, об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета группой лиц 13 февраля 2018 года с 10 часов до 12 часов 00 минут в городе Москва на Площади Революции за памятником К. Марксу, об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета группой 13 февраля 2018 года с 14 часов до 16 часов 00 минут в городе Москва по адресу: Москва, Большой Девяткинский переулок, дом 8 со стороны нейтрального входа в посольство на тротуаре, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
И.А. Елаева, В.В. Алешина, К.И. Елаев обратились в суд с административным исковым заявлением, поскольку считают оспариваемые решения нарушающими их конституционное право на проведение публичного мероприятия.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года постановлено: в удовлетворении административных исковых требований И.А. Елаева, В.В. Алешина, К.И. Елаева отказать.
Не согласившись с указанным решением И.А. Елаев, В.В. Алешин, К.И. Елаев просят о его отмене по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда законным и обоснованным, в связи со следующим
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, что 31 января 2018 года в Префектуру ЦАО г..Москвы поступило уведомление о проведении 12 февраля 2018 года с 10.00 до 15.00 час, по адресу: г..Москва, на Площади Революции за памятником К. Марксу публичного мероприятия в форме пикетирования, с количеством участников до 20 человек, целью которого являлось следующее: "Обращение внимания общества, а следовательно носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, осуществляющего свою власть непосредственно (ст. 3 ч.ч. 1-2 Конституции РФ) о нетерпимости системной коррупции, являющегося следствием узурпации политической системы политическими партиями, что привело к налогам без представительства народа во власти, и к угнетению трудящихся, а соответственно для защиты от системной коррупции обсуждение в обществе вопроса о необходимости объединения как внутри страны, так и на международном уровне в целях эффективного противодействия международной коррупции, угрожающей миру и международной безопасности, угнетающей и терроризирующей трудящихся, противодействие международной коррупции в целях защиты идеи социальной справедливости под лозунгом - "Вся власть трудовому народу! Пролетарии всех стран в борьбе за свои права, против тирании и угнетения бандой международной коррупции соединяйтесь! Да здравствует пролетарский Интернационал! Долой тиранию, нет налогам без представительства народа во власти!", а также формирование мнения о необходимости принятия закона о компенсации жертвам коррупции и их полной реабилитации. Изобличение двойных стандартов США, которая на словах заявляет о противодействии коррупции и международной коррупции, а на деле укрывает коррупционеров из РФ, способствуя тем самым культивированию международной коррупции, под лозунгом "США укрывает российских коррупционеров.
Это культивирование международной коррупции, угнетающей и терроризирующей трудящихся всего мира! Международную коррупцию долой!" Публичная демонстрация своих намерений, что мы не только не составляющая часть лживой демократии, под различными предлогами протаскивающей исключительно интересы коррупционеров, в том числе и через западные СМИ идеализирующие "лесного вора", а имеющие свое и совершенно противоположное мнение, и подлинное выступление трудящихся -пролетарский пикет, ставящего своей задачей защиту идеи социальной справедливости, подлинного равенства и мира во всем мире. Демонстрация своей солидарности с трудящимися КНДР и Кубы, отбивающихся от несправедливых нападок агрессивной США под лозунгом - "Руки прочь от КНДР и Кубы!".
В уведомлении о проведении публичного мероприятия в качестве организатора публичного мероприятия указан И.А. Елаев, в качестве лиц, уполномоченных организаторами выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия - В.В. Алешин, К.И. Елаев.
В ответ на указанное уведомление, письмом N ЦАО-14-38-158/8 от 05 февраля 2018 года Префектура ЦАО г. Москвы, проинформировала организаторов публичного мероприятия о том, что проведение пикета по указанному адресу с заявленным количеством участников повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов, нарушит права и интересы граждан, не участвующих в заявленном мероприятии. Также Префектура ЦАО г. Москвы предложила организатору публичного мероприятия площадку для проведения публичного мероприятия в ГАУК г. Москвы ПкиО "Сокольники".
31 января 2018 года в Префектуру ЦАО г. Москвы поступило уведомление о проведении 13 февраля 2018 года с 14.00 до 16.00 час, на площадке перед зданием посольства Соединенных Штатов Америки по адресу: г. Москва, Большой Девяткинский переулок, д. 8 со стороны центрального входа в посольство на тротуаре публичного мероприятия в форме пикетирования, с количеством участников до 10 человек, целью которого являлось следующее: "Обращение внимания общества на двойные стандарты США, а соответственно их изобличение, которая на словах заявляет о противодействии коррупции и международной коррупции, а на деле укрывает коррупционеров из РФ, в том числе и через свои СМИ идеализируют "лесного вора", показывая не иначе как "образец борца с коррупцией", способствуя тем самым культивированию международной к оррупции, под лозунгом - "США укрывают российских коррупционеров. Это культивирование международной коррупции, угнетающей и терроризирующей трудящихся всего мира! Международную коррупцию долой!". Демонстрация нашей солидарности с трудящимися КНДР и Кубы, отбивающихся от несправедливых нападок агрессивной США под лозунгом - "Руки прочь от КНДР и Кубы!".
В уведомлении о проведении публичного мероприятия в качестве организатора публичного мероприятия указан И.А. Елаев, в качестве лица, уполномоченного организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия - В.В. Алешин, К.И. Елаев.
В ответ на указанное уведомление, письмом N ЦАО-14-38-159/8 от 05 февраля 2018 года Префектура ЦАО г. Москвы, ссылаясь на положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закона города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", проинформировала организатора публичного мероприятия о том, что проведение пикета по указанному адресу с заявленным количеством участников повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов, нарушит права и интересы граждан, не участвующих в заявленном мероприятии.
Также Префектура ЦАО г. Москвы предложила организатору публичного мероприятия площадку для проведения публичного мероприятия в ГАУК г. Москвы ПкиО "Сокольники".
9 февраля 2018 года в Префектуру ЦАО г..Москвы посредством электронного документооборота поступило уведомление о проведении 13 февраля 2018 года с 10.00 до 12.00 час, по адресу: г..Москва, на Площади Революции за памятником К. Марксу публичного мероприятия в форме пикетирования, с количеством участников до 5 человек, с заявленной целью: "Обращение внимания общества, а следовательно носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, осуществляющего свою власть непосредственно (ст. 3 ч.ч. 1, 2 Конституции РФ) о нетерпимости системной коррупции, являющегося следствием узурпации политической системы политическими партиями, что привело к налогам без представительства народа во власти, и к угнетению трудящихся, а соответственно для защиты от системной коррупции обсуждение в обществе вопроса о необходимости объединения как внутри страны, так и на международном уровне в целях эффективного противодействия международной коррупции, угрожающей миру и международной безопасности, угнетающей и терроризирующей трудящихся, противодействие международной коррупции в целях защиты идеи социальной справедливости под лозунгом - "Вся власть трудовому народу! Пролетарии, всех стран в борьбе за свои права, против тирании и угнетения бандой международной коррупции соединяйтесь! Да здравствует пролетарский Интернационал! Долой тиранию, нет налогам без представительства народа во власти!", а также формирование мнения о необходимости принятия закона о компенсации жертвам коррупции и их полной реабилитации. Изобличение двойных стандартов США, которая на словах заявляет о противодействии коррупции и международной коррупции, а на деле укрывает коррупционеров из РФ, способствуя тем самым культивированию международной коррупции, под лозунгом "США укрывает российских коррупционеров. Это культивирование международной коррупции, угнетающей и терроризирующей трудящихся всего мира! Международную коррупцию долой!".
Публичная демонстрация своих намерений, что мы не только не составляющая часть лживой демократии, под различными предлогами протаскивающей исключительно интересы коррупционеров, в том числе и через западные СМИ идеализирующие "лесного вора", а имеющие свое и совершенно противоположное мнение, и подлинное выступление трудящихся - пролетарский пикет, ставящего своей задачей защиту идеи социальной справедливости, подлинного равенства и мира во всем мире. Демонстрация солидарности с трудящимися КНДР и Кубы, отбивающихся от несправедливых нападок агрессивной США под лозунгом - "Руки прочь от КНДР и Кубы!". Обращение внимания общества, а, следовательно, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, осуществляющего свою власть непосредственно (ст. 3 ч. 1-2 Конституции РФ) о нетерпимости двойных стандартов судебной власти (по примеру врача Мисюриной), недопустимости вмешательства в отправление правосудия как то со стороны мэра Москвы Собянина, его вице мэра, и недопустимости нарушения прав граждан со стороны органов прокуратуры".
Отказывая в удовлетворении заявленных И.А. Елаевым, В.В. Алешиным, К.И. Елаевым требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых административным истцом решений Префектуры ЦАО г. Москвы, указав, что уведомления административного истца рассмотрены в установленном порядке, ответы даны в письменной форме в установленные сроки и содержат мотивы, по которым проведение публичного мероприятия было невозможно.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела в связи со следующим.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно п. 6 ст. 2 названного Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии со ст. 3 Закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Анализируя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их необоснованными, поскольку, как указано выше, Префектура ЦАО города Москвы проинформировала организатора публичного мероприятия о том, что проведение пикета по адресу: Большой Девяткинский пер, д. 8, на Площади Революции у памятника К. Марксу с заявленным количеством участников повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов, нарушит права и интересы граждан не участвующих в заявленном мероприятии. Префектурой ЦАО г. Москвы была предложена иная площадка для проведения публичных мероприятий, (письмо от 05.02.2018 г. N14-38-153/8; 14-38-155/8;14-38-156/8; 14-38-158/8; письмо от 05.02.2018 г. N14-38-154/8; 14-38-157/8;14-38-159/8; 14-38-161/8)
Кроме того, организатору мероприятия сообщено, что уведомление о проведении публичного мероприятия на Площади Революции за памятником К. Марксу 13 февраля 2018 с 10.00 до 12.00 было подано в электронном виде, что противоречит действующему законодательству. В связи с чем, данное уведомление было рассмотрено в соответствии Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с соблюдением сроков, которые на момент рассмотрения административного иска не истекли.
Рассмотрев доводы административных истцов о несоблюдении Префектурой ЦАО г. Москвы требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их несостоятельности, поскольку по сути, письма Префектуры ЦАО г. Москвы в адрес организаторов публичного мероприятия представляют собой предложение об изменении мест проведения публичных мероприятий, что является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ после получения уведомлений о проведении публичных мероприятий.
Довод административных истцов о несоблюдении Префектурой ЦАО города Москвы требований п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - обязанности документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, также обоснованно признан несостоятельным, поскольку опровергается выписками из электронного журнала регистрации и контроля обращений заявителей, представленными административными истцами, содержание которых свидетельствует о соблюдении Префектурой ЦАО г. Москвы требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" при получении уведомлений о проведении публичных мероприятий.
Судебная коллегия находит верной правовую позицию суда первой инстанции об установленном факте предложения административного ответчика изменить место проведения пикетирования, что указывает на отсутствие фактов нарушения прав И.А. Елаева, В.В. Алешина, К.И. Елаева на проведение публичного мероприятия.
Вышеперечисленное в совокупности с материалами дела, позволило суду первой инстанции сделать обоснованный вывод об отсутствии в действиях административного ответчика признаков незаконного бездействия, а также обоснованно отклонить доводы о незаконности оспариваемого решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Иные доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.