Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре А.В. Петрове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Степанова И.Н. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 2 апреля 2018 года по делу по административному иску И.Н. Степанова о признании незаконным решения Префектуры ВАО г. Москвы от 26.01.2018 N 284535-2018 об отказе в согласовании публичных мероприятий, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
И.Н. Степанов обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал на незаконность оспариваемого решения, вынесенного по причине того, что проведение пикета по указанному адресу повлечет нарушение функционирования объектов социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов, доступу граждан на прилегающую территорию префектуры ВАО г. Москвы, а также объектам транспортной инфраструктуры, чем нарушит права и интересы иных граждан.
Административный истец, считая оспариваемое решение нарушающим его конституционное право на проведение публичного мероприятия, выражает несогласие с предложением переноса публичного мероприятия на специально отведенную площадку в ПКиО "Сокольники", находящуюся на территории Зеленого театра, поскольку полагает возможным его проведение в выбранном месте, так как никому помехи созданы не будут.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 2 апреля 2018 года постановлено: в удовлетворении административных исковых требований И.Н. Степанова отказать.
Не согласившись с указанным решением, И.Н. Степанов просит о его отмене по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии И.Н. Степанов поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, находит решение суда законным и обоснованным, в связи со следующим
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, что 24 января 2018 года в Префектуру ВАО г. Москвы поступило уведомление административного истца о проведении 4 февраля 2018 года с 12.00 до 12.30 час, на открытой стоянке для автомобилей Префектуры ВАО города Москвы по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, д. 9 публичного мероприятия в форме пикетирования, с количеством участников до 12 человек, целью которого являлось почтить память жертв террористического акта, совершенного в Санкт-Петербурге Степаном Халтуриным, имя которого носят улицы и проезд в Восточном административном округе Москвы. Организатором публичного мероприятия являлся И.Н. Степанов (л.д. 6).
В ответ на указанное уведомление, письмом N 284535-2018 от 26 января 2018 года Префектура ВАО г. Москвы проинформировала организатора публичного мероприятия о том, что проведение пикета по указанному в уведомлении адресу повлечет нарушение функционирования объектов социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов, доступу граждан на прилегающую территорию Префектуры ВАО города Москвы, а также к объектам транспортной инфраструктуры, чем нарушит права и интересы граждан, не участвующих в заявленном мероприятии, в связи с чем организатору публичного мероприятия предложено рассмотреть возможность переноса места проведения мероприятия на специально отведенную площадку в ПКиО "Сокольники", находящуюся на территории Зеленого театра по адресу: Митьковский проезд, д. 5. Организатору публичного мероприятия сообщено, что прием заявок на проведения мероприятий осуществляется с понедельника по пятницу по адресу: Митьковский проезд, 19 павильон, 1 этаж (с 09 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.). Также до сведения организатора публичного мероприятия, а также иных участников публичного мероприятия доведено, что в случае проведения заявленного мероприятия они могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке (л.д. 9).
Отказывая в удовлетворении заявленных И.Н. Степановым требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых административным истцом решения Префектуры ВАО г. Москвы, указав, что уведомление административного истца рассмотрено в установленном порядке, ответ дан в письменной форме в установленные сроки и содержит мотивы, по которым проведение публичного мероприятия в указанном месте являлось невозможным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно п. 6 ст. 2 названного Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии со ст. 3 Закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.
Как указано выше, Префектура ВАО г. Москвы документально подтвердила получение уведомления о проведении публичного мероприятия от И.Н. Степанова - 26 января 2018 года, довела информацию о наличии площадки в специально отведенном месте в Государственном автономном учреждении культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники"" (л.д. 9).
Судебная коллегия находит верной избранную судом правовую позицию о том, что предложение изменить место проведения пикетирования является мотивированным и вызвано необходимостью нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, а также обязательностью обеспечения безопасности как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, что указывает на отсутствие фактов нарушения права И.Н. Степанова на проведение публичного мероприятия.
Вышеперечисленное в совокупности с материалами дела, позволило суду первой инстанции сделать обоснованный вывод об отсутствии в действиях административного ответчика признаков незаконного бездействия, а также обоснованно отклонить доводы о незаконности оспариваемого решения, поскольку оно принято в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Иные доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 2 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.