Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Коневой С.И,
при секретаре Воробьёвой О.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Ховрино Сафарова М.С. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 года, которым постановлено:
Административный иск Кондакова Ю.А. к Совету депутатов муниципального округа Ховрино города Москвы об оспаривании решения органа власти - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Ховрино города Москвы от 01 сентября 2017 года N 8.3 "О согласовании установки ограждающих устройств (шлагбаумов) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп.4".
В остальной части административного иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Кондаков Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального округа Ховрино города Москвы об оспаривании решения органа власти и просил признать незаконным решение от 01 сентября 2017 года N 8.3 Совета депутатов муниципального округа Ховрино г.Москвы о согласовании установки ограждающих устройств (шлагбаумов) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп.4; обязать Совет депутатов муниципального округа Ховрино г.Москвы отменить решение от 01 сентября 2017 года N 8.3; обязать Совет депутатов муниципального округа Ховрино г.Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу; обязать Совет депутатов муниципального округа Ховрино г.Москвы и Префектуру САО г.Москвы демонтировать установленные ограждающие устройства (шлагбаумы) на придомовой территории многоквартирных домов по адресу: г.Москва, ул. Флотская 13, корп. 3 и 4, мотивируя свои требования тем, что допущено нарушение п. 4 Постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП. На основании незаконно принятого решения Совета депутатов Муниципального округа Ховрино от 01 сентября 2017 года N 8.3 в настоящий момент шлагбаумы установлены. На огороженной двумя шлагбаумами территории, жильцы корпуса N 4 организовали парковку автомашин только для жителей корпуса N 4, и, следовательно, сквозной проезд по выделенной территории жителям дома по ул.Флотская, д.13, корп.3 стал закрыт. Кроме того шлагбаумы создают препятствия для незамедлительного подъезда спецтранспорта пожарной охраны, скорой помощи, милиции, транспорта почтовых организаций, такси и пр. Шлагбаумы открываются с помощью "радиобрелков", которые имеются в распоряжении лишь ограниченного количества лиц. Межевание земли не проводилось, земля является коммунальной (городской) собственностью, решение о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет не принималось.
В судебном заседании административный истец Кондаков Ю.А. исковые требования поддержал по доводам административного иска.
Представитель административного ответчика по доверенности Сафаров М.С. против удовлетворения административного иска возражал.
Заинтересованное лицо Клятов М.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по месту регистрации.
Заинтересованное лицо Петухов С.Н. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения административного истца Кондакова Ю.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Ховрино по доверенности Сафарова М.С, доводы жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что 10 августа 2017 года жильцами дома, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп.4, было проведено собрание по вопросу установки двух шлагбаумов и организации парковки на 60 машино-мест на смежной территории, расположенной между корпусами N 3 и N 4 по ул.Флотская д.13.
14 августа 2017 года жильцами дома по ул.Флотская, д.13, корп.3 было проведено общее собрание и принято решение о несогласии с установкой двух шлагбаумов на смежной территории, расположенной между корпусами N 3 и N 4.
20 июня 2017 года решением Совета депутатов Муниципального округа Ховрино в установке ограждающих устройств (шлагбаумов) было отказано.
Решением от 01 сентября 2017 года N 8.3 Совет депутатов Муниципального округа Ховрино согласовал установку шлагбаумов на смежной территории многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп. 4.
Рассматривая требования и удовлетворяя их в части признания незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Ховрино от 01 сентября 2017 года N 8.3 "О согласовании установки ограждающих устройств (шлагбаумов) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп.4", суд пришел к выводу о том, что действия ответчика по согласованию установки ограждающих устройств носят незаконный характер, нарушают права административного истца. При этом суд не нашел оснований для возложения обязанности на административного ответчика по демонтажу установленных ограждающих устройств, указав на иной порядок рассмотрения заявленного требования.
Судебная коллегия находит данные выводы обоснованными и мотивированными, подтвержденными совокупностью собранных по делу доказательств.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере благоустройства: согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов (п. 5 введен Законом г. Москвы от 29 октября 2014 N 49).
Согласно Приложению к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" установка ограждающих устройств на придомовых территориях осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3). В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов (п. 4). Кроме того, запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход и проезд транспортных средств на территории общего пользования (п. 13).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ( п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Москвы, в том числе Правила землепользования и застройки территории г. Москвы ( п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП).
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, для целей, указанных в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, земельный участок считается сформированным с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
Учитывая вышеприведенные нормы права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку решение о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет не принималось, использование исключительно для нужд жителей земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп.4, путем установки ограждающего устройства (шлагбаума), без установления границ такого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает законные права и интересы смежных землепользователей, в том числе, права и интересы административного истца по делу.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Совета депутатов муниципального округа Ховрино оснований для отказа в согласовании установки ограждающих устройств судебная коллегия находит несостоятельными. Реализуя возложенные полномочия по согласованию в рамках Постановления Правительства Москвы от 02 июля 2013 года N 428-ПП, Совет депутатов округа не должен занимать формальную позицию, ограничиваясь перечнем необходимых документов для принятия решения, исследование вопроса прав и законных интересов смежных землепользователей также должно быть проведено. В процессе принятия оспариваемого решения возможность угрозы нарушения прав смежных землепользователей, в частности жителей дома, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Флотская, д.13, корп.4, не рассматривалась, что привело к нарушению прав административного истца.
Утверждение в апелляционной жалобе на возникновение материального ущерба, который вынуждены будут понести собственники в связи с ликвидацией установленных ограждений, на правильность выводов суда первой инстанции о незаконности принятого Советом депутатов решения от 01.09.2017 года не влияют и отмены решения не влекут.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Ховрино Сафарова М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.