Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г, административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 09 апреля 2018 года, в редакции дополнительного решения от 29 июня 2018 года и определения об исправлении описки, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по г. Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
земельного участка с кадастровым номером ****площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г****, в размере 3 512 523 858 (три миллиарда пятьсот двенадцать миллионов пятьсот двадцать три тысячи восемьсот пятьдесят восемь) рублей;
земельного участка с кадастровым номером **** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере 331 030 154 (триста тридцать один миллион тридцать тысяч сто пятьдесят четыре) рубля;
нежилого здания с кадастровым номером ****:6576 площадью 25 956 кв.м расположенного по адресу: ****, 21 км, ****, в размере 1 255 870 612, 52 (один миллиард двести пятьдесят пять миллионов восемьсот семьдесят тысяч шестьсот двенадцать) рублей 52 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, в размере его рыночной стоимости 2 265 347 488 (два миллиарда двести шестьдесят пять миллионов триста сорок семь тысяч четыреста восемьдесят восемь) рублей 83 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 16 753,1 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, ***** в размере 1 092 773 855 (один миллиард девяносто два миллиона семьсот семьдесят три тысячи восемьсот пятьдесят пять рублей) 26 копеек.
нежилого здания с кадастровым номером ****:6577 площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, **** в размере 1 818 001 407 (один миллиард восемьсот восемнадцать миллионов одна тысяч четыреста семь ) рублей 97 копейки.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве с заявлениями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 31 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором, с учётом уточнений, просило об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий ****:6576, ****, ****, ****:6577, и земельных участков 50:21:0120316:1343, ****, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года.
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером **** и собственником остальных вышеуказанных объектов недвижимости. Установленная по итогам массовой оценки кадастровая стоимость данных объектов недвижимости, по мнению административного истца, существенно превышает их рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению арендных и налоговых платежей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности: земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:1343, расположенный по адресу: г****, а также нежилые здания с кадастровыми номерами: ****:6576, ****, ****, ****:6577, расположенные по адресу: ****, ****, ****.
Также ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" на основании договора аренды является арендатором земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****.
Кадастровая стоимость нежилых зданий на 01.01.2016 установлена постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.".
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года".
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Научно-практический центр профессиональной оценки".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная оценщиками в названных отчётах, не подтверждается.
Рыночная стоимость принадлежащих обществу объектов недвижимости определена в следующем размере:
земельного участка с кадастровым номером ****площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г****, в размере 3 512 523 858 рублей;
земельного участка с кадастровым номером **** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере 331 030 154 рубля;
нежилого здания с кадастровым номером ****:6576 площадью 25 956 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, ****, в размере 1 255 870 612, 52 рублей 52 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, в размере его рыночной стоимости 2 265 347 488 рублей 83 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 16 753,1 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, **** в размере 1 092 773 855 рублей 26 копеек.
нежилого здания с кадастровым номером ****:6577 площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, **** в размере 1 818 001 407 рублей 97 копейки.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 09 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Михалева Т.Д.
адм. дело N 33а - 5530
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2018 года
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г, административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 09 апреля 2018 года, в редакции дополнительного решения от 29 июня 2018 года и определения об исправлении описки, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по г. Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
земельного участка с кадастровым номером ****площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г****, в размере 3 512 523 858 (три миллиарда пятьсот двенадцать миллионов пятьсот двадцать три тысячи восемьсот пятьдесят восемь) рублей;
земельного участка с кадастровым номером **** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере 331 030 154 (триста тридцать один миллион тридцать тысяч сто пятьдесят четыре) рубля;
нежилого здания с кадастровым номером ****:6576 площадью 25 956 кв.м расположенного по адресу: ****, 21 км, ****, в размере 1 255 870 612, 52 (один миллиард двести пятьдесят пять миллионов восемьсот семьдесят тысяч шестьсот двенадцать) рублей 52 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, в размере его рыночной стоимости 2 265 347 488 (два миллиарда двести шестьдесят пять миллионов триста сорок семь тысяч четыреста восемьдесят восемь) рублей 83 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 16 753,1 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, **** в размере 1 092 773 855 (один миллиард девяносто два миллиона семьсот семьдесят три тысячи восемьсот пятьдесят пять рублей) 26 копеек.
нежилого здания с кадастровым номером ****:6577 площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: ****, 21 км, **** в размере 1 818 001 407 (один миллиард восемьсот восемнадцать миллионов одна тысяч четыреста семь ) рублей 97 копейки.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве с заявлениями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 31 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 09 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.