Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Фаворит" об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фаворит" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 18 января 2018 года N 51-***/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "Фаворит" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 1 января 2016 года.
Административный истец, реализуя предоставленное ему Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18 января 2018 года N 51-***/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление ООО "Фаворит" о пересмотре кадастровой стоимости вышепоименованных нежилых помещений возвращено подателю со ссылкой на то обстоятельство, что заявителем не представлены нотариально заверенные копии провоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости с кадастровыми номерами ***, *** и ***; кроме того в заявлении неверно указан кадастровый номер, правильное значение ***.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении Уведомления от 18 января 2018 года N 51-***/2018, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Свирид Е.С. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, пояснила, что факт направления документов, свидетельствующих о праве собственности административного истца на все нежилые помещения, подтверждается описью вложений в почтовое отправление, удостоверенной сотрудником организации связи. Также полагала, что ошибочное указание в заявлении кадастрового номера объекта *** вместо *** не является основанием для отказа в принятии заявления, поскольку из текста заявления возможно однозначно установить, кадастровая стоимость какого объекта оспаривается.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Фокина Н.С. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Заинтересованные лица Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 этого же Закона к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
В развитие приведенных законоположений Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), пунктом 14 которого предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости), или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Соответственно, перечень оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что ООО "Фаворит" 29 декабря 2017 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" путем направления заявления через организацию почтовой связи (ФГУП "Почта России") обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** по основанию установления в отношении данных объектов недвижимости рыночной стоимости.
Согласно перечню приложений к заявлению были приложены: выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости нежилых помещений; оригиналы выписок из ЕГРН о зарегистрированных правах на объекты недвижимости; оригинал отчета об оценке на бумажном носителе и в электронной форме (т. 1, л.д. 46-61).
Между тем Уведомлением от 18 января 2018 года N 51-***/2018 отказано в принятии к рассмотрению заявления ООО "Фаворит" о пересмотре кадастровой стоимости вышепоименованных нежилых помещений. В качестве основания для вынесения Уведомления указано, что заявителем не представлены провоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости с кадастровыми номерами ***, *** и ***.
Как было указано выше, заявление о пересмотре кадастровой стоимости было направлено в Комиссию почтовым отправлением. Фактически заявление от 29 декабря 2017 года было сдано в организацию почтовой связи 30 декабря 2017 года, что подтверждается соответствующей квитанцией.
Согласно пункту 459 почтовых правил (далее - Почтовые правила), принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, принимая письмо, работник связи обязан сверить вложение с описью формы 107 ; расписаться и поставить на обоих экземплярах описи оттиск календарного штемпеля.
В соответствии с пунктом 168 Почтовых правил если при вскрытии ценного письма (бандероли) обнаружится недостача вложения, то на описи делается отметка о том, чего именно не оказалось, а при отсутствии формы 107 наличие вложения указывается на оборотной стороне извещения формы 22 и эта отметка подписывается адресатом и работником связи. Такое письмо (бандероль) возвращается на предприятие связи для составления акта и вложение выдается адресату на предприятии вместе с копией акта.
Как следует из квитанции об оплате почтовых услуг (т. 1, л.д. 45), в оказанные ФГУП "Почта России" услуги входила проверка соответствия вложения почтового отправления описи вложения. При этом согласно описи вложения, составленной по форме 107, в адрес получателя были направлены оригиналы выписок из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости в количестве 35 экземпляров (т. 1, л.д. 46).
В свою очередь со стороны административного ответчика каких-либо доказательств неполучения всех направленных в адрес Комиссии документов, в том числе акта об отсутствии вложений в почтовое отправление, не представлено.
В такой ситуации суд приходит к выводу о необоснованности отказа в принятии заявления для рассмотрения Комиссией по основанию не предоставления провоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости с кадастровыми номерами ***, *** и ***.
Что касается того обстоятельства, что в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости неверно указан кадастровый номер объекта недвижимого имущества, суд исходит из следующего.
Как видно из заявления, административный истец в просительной части заявления просил пересмотреть кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 110,4 кв. метров, расположенного по адресу: ***.
Далее по тексту заявления ООО "Фаворит" указало, что кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером *** составляет 2 466 273 рубля 68 копеек, а согласно отчету об оценке рыночная стоимость помещения с кадастровым номером *** составляет 970 847 рублей.
Таким образом, указание в просительной части заявления кадастрового номера помещения *** вместо *** является явной опечаткой, поскольку в дальнейшем тексте заявления кадастровый номер объекта недвижимости указан верно.
При этом ошибочное указание кадастрового номера нежилого помещения не привело к невозможности идентификации объекта, кадастровая стоимость которого оспаривается, поскольку в заявлении были приведены его иные характеристики, включая адрес и площадь помещения, а также размер оспариваемой кадастровой стоимости. Данные обстоятельства подтверждаются и самим Уведомлением, в котором указано, что "в заявлении неверно указан кадастровый номер, правильное значение ***". Иными словами, приведение в оспариваемом Уведомлении правильного кадастрового номера объекта недвижимости свидетельствует о том, что секретарь Комиссии смог достоверно установить, кадастровая стоимость какого именно нежилого помещения оспаривается, а отказ в принятии заявления для рассмотрения Комиссией является формальным.
Кроме того, из содержания приведенных нормативно-правовых актов, приложений, указанных в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости, уведомления Управления Росреестра об отказе в принятии документов следует, что при подаче заявления в комиссию ООО "Фаворит" были приложены необходимые документы для рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости Комиссией по существу. В ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", пункте 15 Порядк а создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не содержится положений, которые бы позволили отказать в принятии документов секретарем комиссии по мотиву неправильного указания кадастрового номера объекта недвижимого имущества, тем более, что оспариваемым Уведомлением отказано в принятии заявления в отношении всех принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества, в то время как неправильное указание кадастрового номера имело место лишь в отношении одного объекта недвижимости.
Иных оснований для отказа в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества судом также не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Суд приходит к выводу о том, что уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18 января 2018 года N 51-***/2018 об отказе в принятии документов на комиссию требованиям закона не соответствует, поскольку заявителем был представлен в Комиссию весь требуемый Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" комплект документов.
С учетом изложенного, суд п ризнает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18 января 2018 года N 51-***/2018 в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "Фаворит" о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18 января 2018 года N 51-***/2018 в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ООО "Фаворит", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление ООО "Фаворит" от 29 декабря 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.