Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Страйк" об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Страйк" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 16 мая 2018 года N 51-***/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "Страйк" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***. Кадастровая стоимость поименованного объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 767 941 422 рублей 59 копеек.
Поскольку несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, ООО "Страйк", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, 11 мая 2018 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 мая 2018 года N 51-***/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление ООО "Страйк" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** возвращено подателю со ссылкой на то обстоятельство, что результаты определения кадастровой стоимости не затрагивают права и обязанности ООО "Страйк".
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, выразившиеся в вынесении Уведомления от 16 мая 2018 года N 51-***/2018, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Ваганова Е.А. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Пояснила, что ООО "Страйк" продолжает пользоваться спорным земельным участком и уплачивает арендную плату за него, исходя из кадастровой стоимости.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Панин А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что в Едином государственном реестре недвижимости действительно имелась запись об обременении спорного земельного участка в виде договора аренды в пользу ООО "Страйк". Между тем на основании заявления Департамента городского имущества г. Москвы от 24 ноября 2017 года о прекращении обременения объекта недвижимости в связи с прекращением договора аренды земельного участка указанные сведения из ЕГРН были исключены. При этом из представленных одновременно с заявлением Департамента городского имущества г. Москвы документов следует, что основанием прекращения договора аренды явился факт прекращения деятельности юридического лица ООО "Страйк".
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы в судебной заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 этого же Закона к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
В развитие приведенных законоположений Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), пунктом 14 которого предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости), или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Судом установлено, что ООО "Страйк" 11 мая 2018 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** по основанию установления в отношении данного объекта недвижимости рыночной стоимости.
Согласно перечню приложений к заявлению были приложены: оригинал выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка ; нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости - договор аренды земельного участка N М***, дополнительные соглашения к нему, письмо Департамента городского имущества г. Москвы о продлении договора аренды; оригинал отчета об оценке на бумажном носителе и в электронной форме (л.д. 10). Эти же документы поименованы в качестве возвращаемых административному истцу в оспариваемом Уведомлении (т. 1, л.д. 36-37).
Между тем Уведомлением от 16 мая 2018 года N 51-***/2018 отказано в принятии к рассмотрению заявления ООО "Страйк" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***. В качестве основания для вынесения Уведомления указано на то, что результаты определения кадастровой стоимости не затрагивают права и обязанности ООО "Страйк".
Указанные выводы Комиссии суд считает необоснованными.
Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы в том числе земельные участки. В соответствии с положениями ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Таким образом, договор аренды земельного участка является правоустанавливающим документом на объект недвижимости.
Судом также установлено, что согласно договору аренды земельного участка N М*** от 28 декабря 2006 года земельный участок с кадастровым номером *** был передан в аренду ЗАО "***" на срок до 4 декабря 2011 года. В силу п. 2 договора аренды по истечении срока действия договора и при отсутствии волеизъявления сторон на продление срока его действия, договор прекращает свое действие за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 621 ГК РФ (л.д. 15-25).
В свою очередь п. 2 ст. 621 ГК РФ предусмотрено, что, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Дополнительным соглашением от 26 октября 2007 года к договору аренды земельного участка N М*** от 28 декабря 2006 года сторонами согласовано, что права и обязанности арендатора перешли к ООО "Страйк" (л.д. 26-30).
Таким образом, именно ООО "Страйк" стало арендатором земельного участка с кадастровым номером ***.
Дополнительным соглашением от 10 сентября 2013 года к договору аренды земельного участка N М*** от 28 декабря 2006 года в договор аренды внесены изменения в части юридического адреса арендатора (л.д. 31-34).
После окончания срока аренды, установленного договором, действие договора было продлено на неопределенный срок. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 16 февраля 2018 года N ДГИ***1 (л.д. 35), которое также было приложено к поданному в Комиссию заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
В такой ситуации административным истцом в полном соответствии со ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п. 13 Порядка были представлены в Комиссию нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости.
Доводы административного ответчика о том, что сведения об обременении спорного земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости исключены, не могут быть приняты во внимание.
Так, выписка из ЕГРН является правоудостоверяющим документом, в то время как Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" предоставляет заявителю право направить в Комиссию как правоудостоверяющие, так и правоустанавливающие документы в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается. Как было указано выше, такие правоустанавливающие документы заявителем в Комиссию были представлены.
Более того, как пояснил представитель административного ответчика, основанием для исключения из ЕГРН записи об обременении земельного участка явилось обращение Департамента городского имущества г. Москвы в Управление Росреестра по Москве с соответствующим заявлением и предоставление в Управление Росреестра по Москве выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Страйк", деятельность которого прекращена.
Копия данных заявления и выписки из ЕГРЮЛ приобщены к материалам административного иска. Указанная выписка из ЕГРЮЛ составлена в отношении ООО "Страйк", имеющего основной государственный регистрационный номер (ОГРН) *** и индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) ***.
В свою очередь административный истец имеет иной ОГРН *** и ИНН *** (л.д. 38-39).
Этот же ИНН указан в качестве реквизита арендатора в дополнительном соглашении от 10 сентября 2013 года (л.д. 32).
В такой ситуации само по себе отсутствие в ЕГРН записи о наличии обременения земельного участка в виде аренды в пользу ООО "Страйк" не может безусловным образом свидетельствовать о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка не затрагивает права и обязанности административного истца.
При этом решение вопроса о том, затрагивает ли пересмотр кадастровой стоимости земельного участка права и обязанности административного истца, в полномочия секретаря Комиссии не входит. Секретарь Комиссии вправе проверять лишь соответствие прилагаемых к заявлению документов установленному перечню, а также проверять соблюдение сроков обращения в Комиссию. Выводы об отсутствии оснований для пересмотра кадастровой стоимости, в том числе по причине прекращения у ООО "Страйк" прав на объект недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, могли быть сделаны лишь по итогам заседания Комиссии, которая должна была рассмотреть заявление по существу.
Учитывая, что заявителем были представлены в Комиссию требуемые Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ", а предусмотренных ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" и пунктом 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости оснований для отказа в принятии заявления судом не установлено, суд признает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 16 мая 2018 года N 51-***/2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "Страйк" о пересмотре кадастровой стоимости части нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Также по правилам ст. 111 КАС РФ с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "Страйк" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 16 мая 2018 года N 51-***/2018 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ООО "Страйк", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление ООО "Страйк" от 11 мая 2018 года о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "Страйк" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.