Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Оглоблина А.Н. в защиту генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Бест Ювелир" Крупина В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 373 Таганского района города Москвы от 02 февраля 2018 года и решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 373 Таганского района города Москвы от 02 февраля 2018 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Бест Ювелир" (далее - ООО "Бест Ювелир", Общество) Крупин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Таганского районного суда города Москвы от 22 марта 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Оглоблина А.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "Бест Ювелир" Оглоблин А.Н, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Крупина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, ссылается на то, что постановление вынесено мировым судьёй за истечением срока давности привлечения Крупина В.В. к административной ответственности по эпизодам непредставления в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, по договору поставки N 25/А/16 от 23 марта 2016 года с ОАО "АЛМАЗ", по договору поставки N 2119 от 07.03.2013 г..с ООО "РУБИН", по договору N 2749 от 26 ноября 2015 года с ООО "Кристалл", по договору N 2148 от 11.07.2013 года с ООО "ЗАВОД "КАСТ", по договору N ДД-000690 от 14.12.2015 года с ООО "Содействие 21 век", по договору N 302 от 17.06.2014 года (оплата за ювелирные изделия) с ИП Логачёвым Н.А, по договору N 1195 от 13.09.2010 г..с ИП Лезвинским О.С, по договору N 137 от 22 января 2016 года с ИП Труниной И.П.; Крупин В.В. не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку в его должностные обязанности не входит представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, соответствующие обязанности возложены на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, - Гусевскую Н.Г.; у ООО "Бест Ювелир", не являющейся кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, не было обязанности по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.07.2017 г..N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; вопреки
выводам судебных инстанций, главный бухгалтер Гусевская Н.Г. соответствует квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, поскольку имеет высшее экономическое образование и, также как и генеральный директор Крупин В.В, пошла целевой инструктаж; перечни сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждены приказами генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. от 09 января 2017 года и 03 июля 2017 года, также в Организации проводятся проверки по выполнению правил внутреннего контроля, требований действующего законодательства; ОАО "АЛМАЗ" не предоставило сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность, своих бенефициарных владельцев (акционерах), самостоятельно ООО "Бест Ювелир" не имело возможности получить данные сведения и указать их в анкетах бенефициарных владельцев этого клиента; судебными инстанциями необоснованно не применены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ: наказание в виде административного штрафа не заменено на предупреждение; судьёй районного суда необоснованно отказано в удовлетворении заявления об отводе судьи; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела; по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны толковаться в пользу Крупина В.В.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
По ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административная ответственность наступает за н еисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает её, а по своему характеру данная операция относится к операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667).
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждённого Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 492) у специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупнённой группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Как усматривается из материалов дела и установлено мировым судьёй, с 23 октября 2017 года по 21 ноября 2017 года Государственной инспекцией пробирного надзора по городу Москве и Московской области федерального казённого учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - Госинспекция) проведена проверка в отношении ООО "Бест Ювелир", генеральным директором которого является Крупин В.В, по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп. 4, в ходе которой установлено неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно:
- в нарушение пункта 1.1. Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 года N 667, Правила внутреннего контроля ООО "Бест Ювелир" не приведены организацией в соответствие с требованиями нормативно - правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: в правилах не учтены изменения, внесённые Федеральным законом от 29.07.2017 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1.3 статьи 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма";
- в нарушение подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2014 года N 492 главный бухгалтер Гусевская Н.Г. не соответствует квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документ о высшем профессиональном образовании Гусевской Н.Г. не представлен;
- в нарушение п. 2 Положения N 203, в ООО "Бест Ювелир" отсутствует утверждённый руководителем перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- в нарушение п. 10 Положения N 203, обучение в форме целевого инструктажа руководитель организации и специальное должностное лицо не проходили, документов, подтверждающих прохождение целевого инструктажа, не представлено;
- в нарушение п. 32 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 667, в ООО "Бест Ювелир" не проводятся внутренние проверки выполнения в организации правил внутреннего контроля (не реже одного раза в полугодие), требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
- в нарушение п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ в ООО "Бест Ювелир", осуществляющим розничную торговлю ювелирными изделиями через интернет-магазин, идентификация клиента (физического лица) не исполняется в соответствии с требованиями, а именно в анкетах клиента не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность, таким образом, клиента организации идентифицировать невозможно;
- в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ ООО "Бест Ювелир" направляло в Росфинмониторинг сведения по факту получения денежных средств по купле-продаже ювелирных изделий в рамках договоров (сделок) в нарушение сроков на три рабочих дня, в рамках договора поставки N 105 от 24.09.2010 г. за оплату ювелирных изделий, заключённого с ООО ГПК "ГРОДЭС", на основании п/п N 1761 от 31.08.2017 года на сумму 2 475 460, 55 рублей (данные операции подлежат обязательному контролю и сведения должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее 05 сентября 2017 года включительно), сообщение N 95 направлено 08.09.2017 года;
- в нарушение подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ, ООО "Бест Ювелир" не зафиксировало и не представило информацию в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по следующим операциям, подлежащим обязательному контролю:
1. по договору поставки N 25/А/16 от 23.03.2016 г. с ООО "АЛМАЗ", ИНН 3807003044 и платежному поручению (п/п) N 4556 от 28.12.2016 года на сумму 1 150 000 руб, сообщение по данной операции должно быть направлено не позднее 09.01.2017 г.; по п/п N 750 от 07.03.17 года на сумму 606 000 руб, сообщение по данной операции должно быть направлено не позднее 13.03.2017 года;
2. по договору поставки N 3019 от 09.08.2016 года с ООО "Ювелирный сад", ИНН 3808095665 и платёжным поручениям N 1099 от 14.07.2017 года на сумму 268700 руб, N 1191 от 26.07.2017 года на сумму 84000 руб. и N 1292 от 11.08.2017 года на сумму 439 847 руб. - общая сумма 792 547 руб, сообщение по данной операции должно быть направлено не позднее 16.08.2017 г.;
3. по договору поставки N 2119 от 07.03.2013 г. с ООО "РУБИН", ИНН 1515905563 и п/п N 290 от 09.12.2016 года на сумму 200 000 руб. и п/п N 1 от 09.01.2017 года на сумму 500 000 руб. - общая сумма 700 000 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 12.01.2017 г.;
4. по договору N 2749 от 26.11.2015 г. с ООО "Кристалл", ИНН 2466024586 и п\п N 18 от 16.01.2017 года на сумму 586 788 руб, п/п N 19 от 18.01.2017 года на сумму 517 326 руб. - общая сумма 1 104 114 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 23.01.2017 г, по платежным поручениям N 27 от 26.01.2017 года на сумму 484 200 руб, N 44 от 08.02.2017 года на сумму 65 607 руб, N 103 от 13.04.2017 года на сумму 183 744 руб. - общая сумма 733 551 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 17.04.2017 г.;
5. по договору N 2108 от 28.01.2013 года с ООО "КЭМП-Домодедово", ИНН 5009022294 и п\п N 5054 от 17.03.2017 года на сумму 65 444 руб, п/п N 5322 от 21.03.2017 на сумму 96 000 руб, п\п N 63 от 28.03.2017 года на сумму 97 000 руб, п\п N 9006 от 10.05.2017 года на сумму 90 000 руб, п\п N 9187 от 11.05.2017 года на сумму 93 200 руб, п/п N 17145 от 18.08.2017 года на сумму 50 000 руб... п\п N 18079 от 29.08.2017 года на сумму 84 564 руб, п\п N 18081 от 29.08.2017 г. на сумму 85 000 руб. - общая сумма 661 208 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 01.09.2017 г.;
6. по договору N 3058 от 20.09.2016 г. с ООО "Алмазный мир", ИНН 3808188366 и п/п N 69 от 19.01.2017 года на сумму 342 000 руб, п\п N 246 от 07.03.2017 года на сумму 346 000 руб. - общая сумма 706 000 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 13.03.2017 г.;
7. по договору поставки N 105 от 24 сентября 2010 года с ТПК "ГРОДЭС", ИНН 7734226452 и п/п 256 от 17.03.2017 года на сумму 2 000 000 руб, п/п 451 от 17.03.2017 года на сумму 700 000 руб.;
8. по договору N 2148 от 11.07.2013 года с ООО "ЗАВОД "КАСТ", ИНН 7802212299 и п/п N 2310 от 14.12.2016 года на сумму 500 000 руб, п\п N 2348 от 16.12.2016 года на сумму 472 447 руб. - общая сумма 972 447 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 19.12.2016 г.; по платёжному поручению N 899 от 23.05.2017 года на сумму 500 000 руб. и п\п N 934 от 30.05.2017 года на сумму 313 587 руб. - общая сумма 813 587 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 06.06.2017 г.; по п\п 1221 от 14.07.2017 года на сумму 265 493 руб. и п\п N 1361 от 31.07.2017 года на сумму 500 000 руб. - общая сумма 765 493 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 02.06.2017 г.;
9. по договору N 2806 от 15.12.2015 года с ООО "Ювелирный дом Хабаровских", ИНН 4401094363 и п\п N 831 от 22.05.2017 г. на сумму 228 412 руб. (оплата за золотые ювелирные изделия), п\п N 1193 от 26.07.2017 года на сумму 71 965 руб. и п/п N 1230 от 04.08.2017 года на сумму 357 089 руб. - общая сумма 657 466 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 09.08.2017 г.;
10. по договору N ДД-000690 от 14.12.2015 года с ООО "Содействие 21 век", ИНН 5038079545 и п\п N 533 от 13.12.2016 г. на сумму 240 721 руб, п\п N21 от 13.01.2017 года на сумму 155 175 руб, п\п N 40 от 25.01.2017 года на сумму 485 060 руб. -общая сумма 880 956 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 30.01.2017 г.; по п\п N 47 от 30.01.2017 на сумму 90 452 руб, п\п N 49 от 31.01.2017 года на сумму 88 919 руб, п\п N 58 от 03.02.2017 на сумму 290 523 руб, п\п N 87 от 20.02.2017 года на сумму 196 420 руб. - общая сумма 666 314 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 28.02.2017 г.; по п\п N 93 от 22.02.2017 года на сумму 198 211 руб, п\п N 100 от 03.03.2017 года на сумму 404 823 руб. - общая сумма 603 034 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 09.03.2017 г.; по п\п N 106 от 07.03.2017 года на сумму 258 975 руб, п\п N 109 от 10.03.2017 года на сумму 200 632 руб, п\п 150 от 07.04.2017 года на сумму 146 488 руб. - общая сумма 606 095 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 12.04.2017 г.;
11. по договору N 302 от 17.06.2014 года (оплата за ювелирные изделия) с ИП Логачёв Н.А, ИНН 292600092909 и п\п N 871 от 16.11.2016 года на сумму 100 000 руб, п\п N 893 от 21.11.2016 года на сумму 150 000 руб, п\п N 905 от 24.11.2016 года на сумму 150 000 руб, п\п N 920 от 25.11.2016 года на сумму 120 000 руб, п\п N 925 от 28.11.2016 года на сумму 313 334 руб. - общая сумма 833 334 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 01.12.2016 г.; по п\п N 961 от 08.12.2016 года на сумму 105 978 руб, п/п N 984 от 15.12.2016 года на сумму 149 022 руб, п/п N 1025 от 22.12.2016 года на сумму 166 000 руб, п\п N 1041 от 26.12.2016 года на сумму 204 705 руб. - общая сумма 625 705 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 29.12.2016 г.;
12. по договору N 1609 от 21.05.2012 г. с ИП Брыжатая В.И, ИНН 990100013502 и п/п N 42 от 28.11.2016 года на сумму 100 000 руб, п\п N 43 от 14.12.2016 года на сумму 123 832 руб, п\п N 44 от 26.12.2016 года на сумму 100 000 руб, п\п N 46 от 23.01.2017 года на сумму 100 000 руб, п/п N 48 от 13.02.2017 года на сумму 200 000 руб. - общая сумма 623 832 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 16.02.2017 г.; по п\п N 50 от 10.03,2017 года на сумму 300 000 руб, п\п N 52 от 21.04.2017 года на сумму 100 000 руб.; п\п N 53 от 11.05.2017 года на сумму 75 000 руб, п/п N 55 от 23.05.2017 г. на сумму 100 000 руб, п/п N 57 от 13.06.2017 г на сумму 100 000 руб. - общая сумма 675 000 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 16.06.2017 г.;
13. по договору N 1195 от 13.09.2010 г. с ИП Лезвинский О.С, ИНН 410100782366 и п\п N 131 от 20.12.2016 года на сумму 400 000 руб. (оплатила ИП Лезвинская Н.И, ИНН 410103994552 в счёт договора N 1195) и п\п N 141 от 27.12.2016 года на сумму 400 000 руб. (оплатила ИП Лезвинская Н.И, ИНН 410103994552 в счёт договора N 1195) - общая сумма 800 000 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 09.01.2017 г.;
14. по договору N 137 от 22.01.2016 г. с ИП Трунина И.П, ИНН 143504976187 по п/п N 325 от 27.12.2016 года на сумму 500 000 руб, п/п N 8 от 13.01.2017 года на сумму 400 000 руб. - общая сумма 900 000 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 18.01.2017 г.; по п/п N 228 от 31.07.2017 года на сумму 204 590 руб, п/п N 250 от 14.08.2017 года на сумму 100 000 руб, п/п N 266 от 04.09.2017 года на сумму 100 000 руб, п/п N 290 от 25.09.2017 года на сумму 160 000 руб, п/п N 293 от 25.09.2017 года на сумму 100 000 руб. - общая сумма 664 590 руб, сообщение по указанной операции должно быть направлено не позднее 28.09.2017 г.
Указанные действия (бездействие) генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения Крупиным В.В. административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо административного правонарушения; распоряжением от 19 октября 2017 года N 92 о проведении проверки; актом проверки от 21 ноября 2017 года; свидетельством о постановке на специальный учёт от 03 сентября 2013 года; картой постановки на специальный учёт Государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты; свидетельством о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации юридического лица; уведомлением для юридических лиц; приказами ООО "Бест Ювелир" от 09 августа 2007 года N 1-к, от 14 мая 2008 года N 40-ф; уставом ООО "Бест Ювелир"; письмом Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области от 31 октября 2017 года N 30-16-08-14/1527, адресованным руководителю Росфинмониторинга; отчетом о ФЭС об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю; актом проверки наличия среди клиентов организации и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; договором поставки N137 от 22 января 2016 года, заключённым между ООО "Бест Ювелир" и ИП Труниным И.П.; товарными накладными; платёжными поручениями; заявлением генерального директора ООО "Кристалл" от 21 июня 2017 года; договорами поставки N 2749 от 26 ноября 2015 года, 24 мая 2016 года, 25 мая 2017 года, N 2749/3/1 от 12 января 2017 года, N 2749/3/2 от 13 января 2017 года, N 2749/3/3 от 24 января 2017 года, N 2749/3/4 от 28 марта 2017 года, N 2749/3/5 от 29 мая 2017 года, N 2749/3/6 от 04 октября 2017 года, N 2749/3/7 от 27 октября 2017 года, заключёнными между ООО "Бест Ювелир" и ООО "Кристалл", а также иными материалами
дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Крупин В.В. является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, так как в его должностные обязанности не входит представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, не влияет на законность вынесенных судебных актов, поскольку Крупин В.В, являясь генеральным директором ООО "Бест Ювелир", обладая организационно-распорядительными функциями, несмотря на назначение Гусевской Н.Г. специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, обязан был осуществлять контроль за соблюдением Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Обнаружение в ходе проверки нарушений требований указанного законодательства, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, свидетельствует о виновности руководителя организации Крупина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что у ООО "Бест Ювелир", не являющейся кредитной организацией и некредитной финансовой организацией, отсутствовала обязанность по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", не влечёт отмену состоявшихся по делу судебных актов.
В силу ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Бест Ювелир" состоит на специальном учёте в Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области и осуществляет следующие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии со свидетельством о постановке на специальный учёт от 03 сентября 2013 года N 0160023908:
- оптовая торговля ювелирными изделиями (ОКВЭД 51.47.34);
- приобретение драгоценных металлов и передача их на специализированные предприятия для изготовления ювелирных изделий с последующей реализацией (ОКВЭД 36.22.5);
- розничная торговля ювелирными изделиями (розничная торговля ювелирными изделиями, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля) (ОКВЭД 52.48.22);
- оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (ОКВЭД 51.52.23).
Таким образом, ООО "Бест Ювелир", как юридическое лицо, которое совершает сделки с ювелирными изделиями, обязано соблюдать требования, установленные нормативно-правовыми актами по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в том числе выполнять обязанность, установленную п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, по приведению организацией, указанной в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, независимо от её организационно-правовой формы и вида деятельности, правил внутреннего контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов.
Равным образом довод заявителя о том, что постановление вынесено мировым судьёй за истечением срока давности привлечения Крупина В.В. к административной ответственности по эпизодам непредставления в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, по договору поставки N 25/А/16 от 23 марта 2016 года с ОАО "АЛМАЗ", по договору поставки N 2119 от 07.03.2013 г. с ООО "РУБИН", по договору N 2749 от 26 ноября 2015 года с ООО "Кристалл", по договору N 2148 от 11.07.2013 года с ООО "ЗАВОД "КАСТ", по договору N ДД-000690 от 14.12.2015 года с ООО "Содействие 21 век", по договору N 302 от 17.06.2014 года (оплата за ювелирные изделия) с ИП Логачёвым Н.А, по договору N 1195 от 13.09.2010 г. с ИП Лезвинским О.С, по договору N 137 от 22 января 2016 года с ИП Труниной И.П, не влечёт удовлетворение жалобы.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, выражается в н еисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Таким образом, вменённое ООО "Бест Ювелир" административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, связанное с нарушением требований и обязанностей, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что противоправное деяние, совершённое ООО "Бест Ювелир", выявлено должностными лицами Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области в ходе проверочных мероприятий, проведённых на основании распоряжения ВРИО начальника Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области N 92 от 19 октября 2017 года, в период с 23 октября 2017 года по 21 ноября 2017 года.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, мировой судья вынес постановление о привлечении ООО "Бест Ювелир" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ 02 февраля 2018 года в пределах срока давности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Гусевская Н.Г. и Крупин В.В. соответствуют квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, также в Обществе имелись перечни сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённые приказами генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. от 09 января 2017 года и 03 июля 2017 года, в ООО "Бест Ювелир" проводились внутренние проверки выполнения и организации правил внутреннего контроля и требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, являются несостоятельными, поскольку в ходе проведения проверки в период с 23 октября 2017 года по 21 ноября 2017 года соответствующие документы Обществом представлены не были. Кроме того, генеральный директор Крупин В.В, ознакомленный с содержанием акта проверки от 21 ноября 2017 года и осведомлённый о выявленных нарушениях, не представил соответствующие документы 01 декабря 2017 года при составлении должностным лицом Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ОАО "АЛМАЗ" не предоставило сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность, своих бенефициарных владельцев (акционерах), самостоятельно ООО "Бест Ювелир" не имело возможности получить данные сведения и указать их в анкетах бенефициарных владельцев этого клиента, не может быть принят во внимание.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Бест Ювелир" осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями через интернет-магазин. В ходе проверки представлены анкеты физических лиц в количестве 25 штук, в которых отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность, что свидетельствует о невозможности идентификации клиента организации - физического лица.
Вопреки утверждению заявителя, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, также не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 01 августа 2016 года Общество было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем в силу ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Таким образом, невыполнение организацией требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ создаёт возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также безопасности государства.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом, генеральным директором которого является Крупин В.В, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Факт принадлежности ООО "Бест Ювелир" к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение обжалуемых судебных актов, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Крупину В.В. назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Крупина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Крупина В.В, не усматривается.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение, при этом заявление об отводе судьи было разрешено в соответствии с требованиями ст. 29.3 КоАП РФ, о чём вынесено определение судьи Таганского районного суда города Москвы от 22 марта 2018 года.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 373 Таганского района города Москвы от 02 февраля 2018 года и решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Бест Ювелир" Крупина *** оставить без изменения, жалобу защитника Оглоблина А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.