Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу защитника Хлюпиной Л.С., поданную в интересах заместителя генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюка А*** А***, на вступившие в законную силу постановление N *** начальника Юридического управления Федерального казначейства от 02 августа 2017 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 08 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** начальника Юридического управления Федерального казначейства от 02 августа 2017 года заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюк А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 08 декабря 2017 года, вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Слотюка А.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Хлюпина Л.С. просит об отмене названных выше постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Слотюка А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ, поскольку ответственным лицом за распределение бюджетных ассигнований является заместитель Генерального директора Судебного департамента О*** А.А, осуществляющий руководство главного финансово-экономического управления к компетенции которого отнесено распределение бюджетных ассигнований; расходные расписания подписаны Слотюком А.А. без нарушения установленных сроков; отсутствие у Слотюка А.А. возможности осуществлять контроль за полнотой доведения денежных средств, поскольку указанные действия не входят в его должностные обязанности; недоведение до получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на расходы по оплате услуг адвокатов, не является нарушением пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1551, поскольку данные услуги не отнесены к сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; финансирование по текущему и капитальному ремонту в Судебном департаменте осуществляется на основании решения ежегодно создаваемой комиссии по распределению бюджетных ассигнований, которая определяет объем ассигнований, что послужило основанием для не доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Статьей 15.15.11 КоАП РФ ( в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению дела об административном правонарушении) предусмотрена административная ответственность за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
В силу положений п.п. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1551) главным распорядителям средств федерального бюджета - федеральным органам государственной власти (государственным органам), иным организациям, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (далее - главные распорядители средств федерального бюджета), следует обеспечить в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств распределение и доведение в установленном порядке до соответствующих получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств:
на осуществление закупок товаров, работ и услуг - не позднее 6 февраля 2017 г. или в случае принятия федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон) - не позднее 20 рабочих дней со дня вступления в силу указанного федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон;
на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) - не позднее 10 марта 2017 г. или в случае принятия федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон - не позднее 45 рабочих дней со дня вступления в силу указанного федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон.
Положения пункта 4 настоящего постановления не распространяются на лимиты бюджетных обязательств: подлежащие перераспределению между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами; на принятие и исполнение международных обязательств Российской Федерации; на принятие и исполнение обязательств по организации и проведению выборов Президента Российской Федерации; подлежащие распределению получателям средств федерального бюджета, находящимся за пределами Российской Федерации; в объеме, не превышающем 10 процентов общего объема лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 4 настоящего постановления (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1551).
Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств установлен приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н (ред. от 23.09.2013) "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 104н главные распорядители и распорядители бюджетных средств доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств расходным расписанием (ф. 05031722) через органы Федерального казначейства.
Как следует из материалов дела, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета.
06 февраля 2017 года Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 886-ю расходными расписаниями распределены и доведены до подведомственных получателей средств федерального бюджета и Судебного департамента как получателя средств федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на текущий финансовый 2017 год и на плановый 2018 и 2019 годы (том 2 л.д. 10-42).
Указанные расходные расписания подписаны заместителем Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюком А.А.
23 января 2017 года Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации во исполнение положений п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 предоставил в Межрегиональное операционное УФК сведения о лимитах бюджетных обязательств, не подлежащих распределению:
лимиты бюджетных обязательств, подлежащие перераспределению между главными распорядителями средств федерального бюджета в объеме *** тыс. рублей, запланированные для осуществления взаимных расчетов с Министерством обороны Российской Федерации;
лимиты бюджетных обязательств в объеме, не превышающем 10 % общего объема лимитов бюджетных обязательств, в сумме *** тыс. рублей.
Кроме того, указав на то, что не подлежат распределению лимиты бюджетных обязательств по целевой статье*** виду расходов 244 в сумме **** тыс. рублей, запланированные на оплату услуг, возникающих в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела.
Общая сумма лимитов бюджетных обязательств, не подлежащая распределению Судебным департаментом, составила *** тыс. рублей (том 2 л.д. 43-47).
Между тем в целях реализации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 862 "Об утверждении Порядка мониторинга исполнения федерального бюджета в 2017 году" Межрегиональным операционным УФК сформированы сведения об объемах распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг (на осуществление бюджетных инвестиций, на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений) по состоянию на 07.02.2017 на 2017 год и на плановые периоды (2018 и 2019 года) (том 2 л.д.4-6), в результате проведенного анализа которых установлено, что процент распределения лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг на 2017 год и первый и второй год планового периода (2018, 2019 годы) с учетом сообщенных Судебным департаментом исключений, не подлежащих распределению, составил соответственно 97,06 %, 83,12 %, 75,44 % от общего объема доведенных до Судебного Департамента лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг на 2017 год и первый и второй плановый периоды (2018 и 2019 годы).
Таким образом, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, как главным распорядителям средств федерального бюджета, не распределены и не доведены в полном объеме до подведомственных получателей средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на 2017 год, а также первый и второй год планового периода (2018, 2019 годы).
Указанные действия заместителя генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюка А.А. квалифицированы по ст. 15.15.11 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Слотюка А.А. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: сведениями об объемах распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на 2017 год, на плановые года (2018,019 года); списком расходных расписаний; отчетом о состоянии лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств; письмом Судебного департамент при Верховном суде Российской Федерации от 23.01.2017; письмом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 17.02.2017; должностным регламентом заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; протоколом об административном правонарушении от 20 июня 2017 года; сведениями об объемах распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг по состоянию на 31.07.2017 года; устными показаниями представителя Федерального казначейства Овчинникова Ю.Е, полученными судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Слотюка А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Слотюка А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ, поскольку ответственным лицом за распределение бюджетных ассигнований является заместитель Генерального директора Судебного департамента О*** А.А, осуществляющий руководство главным финансово-экономическим управлением, к компетенции которого отнесено распределение бюджетных ассигнований, подробно исследовался судебными инстанциями в ходе рассмотрения жалоб и был обоснованно отклонён как несостоятельный.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.
Как указывалось выше, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств расходным расписанием (ф. 05031722) через органы Федерального казначейства.
Согласно пунктом 10.3 Порядка расходное расписание (код формы по КФД 0531722) оформляется главным распорядителем, распорядителем, получателем средств федерального бюджета, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета с полномочиями главного администратора.
Страница 1 Расходного расписания подписывается руководителем участника бюджетного процесса, оформившего Расходное расписание (уполномоченным им лицом), с указанием должности (в случае ее подписания уполномоченным руководителем лицом), расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, и даты подписания документа, оформленной словесно-цифровым способом.
Как усматривается из списка расходных расписаний, сформированных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации для распределения и доведения до подведомственных территориальных органов, являющихся получателями бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на 2017 год и плановый период (2018-2019 г.г.), каждое расходное расписание содержит электронную подпись заместителя Судебного департамента Слотюка А.А.
Приказом Верховного суда Российской Федерации от 30.12.2014 г. N 1071/кд Слотюк А.А. назначен на должность заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.
Согласно разделу 3 должностного регламента заместителя генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, одной из основных обязанностей генерального директора является координация и контроль деятельности Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента
Тем самым в функции Слотюка А.А. входит осуществление финансового контроля.
При таких обстоятельствах, заместитель Судебного департамента Слотюк А.А, подписав расходные расписания, тем самым не надлежащим образом осуществил финансовый контроль по распределению выделенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг, допустив нарушение п. п. 4, 5 Постановления N 1551 и не обеспечив распределение и доведение бюджетных обязательств в полном объеме, в связи с чем, он обоснованно признан субъектом административной ответственности, установленной ст. 15.15.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что бюджетные ассигнования, запланированные на оплату процессуальных издержек, не подлежат включению в объем нераспределенных лимитов бюджетных обязательств на закупки товаров, работ и услуг, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не относится к сфере закупки товаров, работ и услуг, в связи с чем, за пределы доведенных лимитов Судебный Департамент не вышел, является несостоятельной, поскольку пунктом 5 Постановления N 1551 определен закрытый перечень лимитов бюджетных обязательств, не подлежащих распределению, иных оснований, допускающих возможность не в полном объеме распределять и доводить лимиты бюджетных обязательств бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Равным образом подлежит отклонению довод жалобы о том, что основанием не доведения лимитов бюджетополучателям явилась необходимость получения решения ежегодно создаваемой комиссии по распределению бюджетных ассигнований, которая определяет объем ассигнований, поскольку указанное обстоятельство также не относится к исключениям, указанным в пункте 5 Постановления N 1551.
Кроме того, необходимо учесть, что согласно спискам об объемах распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г,. сформированных отделом доведения бюджетных данных Федерального казначейства на 31 июля 2017 года, последствия административного правонарушения были устранены (том 2 л.д. 177-179).
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу постановления и решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении и решений не допущено.
Бремя доказывания должностным лицом и судебными инстанциями распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу действия заместителя генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюка А.А, по делу не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено заместителю генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюку А.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 15.15.11 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Судья Московского городского суда проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений.
Порядок и срок давности привлечения заместителя генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюка А.А. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 09-07-08/109 начальника Юридического управления Федерального казначейства от 02 августа 2017 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.11 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюка А*** А*** оставить без изменения, жалобу Слотюка А.А. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.