Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу защитника Сёмина А.Д., поданную в интересах открытого акционерного общества "Московское городское энергосбытовое предприятие", на вступившие в законную силу постановление N 10-35/1720 государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 10 октября 2016 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 10-35/1720 государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 10 октября 2016 года открытое акционерное общество "Московское городское энергосбытовое предприятие" (далее ОАО "Мосгорэнерго", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
На указанное постановление защитником Романчуком Т.А. подана жалоба, которая решением судьи Головинского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 26 апреля 2017 года решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года и постановление N 10-35/1720 государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 10 октября 2016 года оставлены без изменения, жалоба защитника Романчука Т.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Семин А.Д. просит об отмене вышеназванных актов административного и судебных органов и прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность наличия у специалиста Старикова Е.В. полномочий по принятию решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, влекущих обязанность проходить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; не прохождение состоящими в трудовых отношениях с организациями физическими лицами (должностными лицами) соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
В силу п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Пунктом 2 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 25.08.2016 N 3**** в период с 05 сентября 2016 года по 30 сентября 2016 года в отношении ОАО "Мосгорэнерго", осуществляющим деятельность, в ходе которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления, была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено допущенное ОАО "Мосгорэнерго" нарушение п. 1 ст. 73 Федерального закона N 89-ФЗ, выразившееся в том, что главный специалист производственно-технического отдела С****Е.В. в период с 29.10.2015 по 28.04.2016 не проходил подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По данному факту 06 октября 2016 г. в отношении ОАО "Мосгорэнерго" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.1 КоАП РФ, на основании которого 10 октября 2016 года государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в отношении ОАО "Мосгорэнерго" вынесено постановление N **** о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и виновность ОАО "Мосгорэнерго" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N*** об административном правонарушении от 06 октября 2016 года; приказом о проведении плановой выездной проверки от 25 августа 2016 года N ***; актом проверки *** органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 30 сентября 2016 года; должностной инструкций главного специалиста производственно-технического отдела (по охране труда); удостоверением о прохождении С**** Е.В. обучения по программе "Обеспечение экологической безопасности. Обращение с опасными отходами" с 11.04.2016 по 28.04.2016; приказом генерального директора ОАО "Мосгорэнерго" о назначении ответственного лица от 29 октября 2015 года.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ОАО "Мосгорэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и перечисленным выше доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом и судьями районного суда и Московского городского суда и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения законодательства об охране окружающей среды и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ОАО "Мосгорэнерго" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о недоказанности наличия у специалиста Старикова Е.В. полномочий по принятию решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, влекущих обязанность проходить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является необоснованным в силу следующего.
Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации эколого-значимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п, проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.
Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
В соответствии с положениями ст. 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", Основ государственной политики в области обеспечения химической, биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. N Пр-2194, иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения экологической безопасности Министерством образования и науки Российской Федерации 31 июля 2008 г. утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления", "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля", "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
Во исполнение, в том числе, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с указанными выше документами при организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности до принятия иных нормативных правовых актов необходимо руководствоваться Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 и Распоряжением Ростехнадзора от 8 апреля 2009 г. N 18-рп.
Согласно указанному выше Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами". При этом первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ОАО "Мосгорэнерго" является приобретение электрической и тепловой энергии, оптовая продажа электрической и тепловой энергии, а так же иная деятельность в соответствии с утвержденным Уставом от 05.10.2009 г.
В результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления 1, 4, 5 классов опасности, в связи с чем специалисты, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проходить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с приведенными выше условиями и положениями.
Приказом генерального директора ОАО "Мосгорэнерго" от 29.10.2015 за N П-63/15, в редакции приказа N***от 02.09.2016, ответственность за ведение экологической документации в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и предоставления ежеквартального отчета в Департамент Росприроднадзора по ЦФО возложена на главного специалиста производственно-технического отдела Ст*** Е.В.
Поскольку главный специалист производственно-технического отдела С*** Е.В, являлся ответственным лицом за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ОАО "Мосгорэнерго", он обязан был пройти подготовку по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в месячный срок с момента своего назначения на данную должность, то есть до 29.11.2015 г.
Однако С*** Е.В. прошел обучение в АНО ДПО Институт повышения квалификации и аттестации "Эксперт" по программе повышение квалификации "Обеспечение экологической безопасности. Обращение с опасными отходами" в период с 11.04.2016 по 28.04.2016.
При таких обстоятельства должностное лицо и судебные инстанции пришли к верному выводу о наличии в действиях ОАО "Мосгорэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалоб должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ОАО "Мосгорэнерго" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и виновности ОАО "Мосгорэнерго" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ОАО "Мосгорэнерго" не усматривается.
Административное наказание ОАО "Мосгорэнерго" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ОАО "Мосгорэнерго" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N **** государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 10 октября 2016 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Московское городское энергосбытовое предприятие" оставить без изменения, жалобу защитника Семина А.Д. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.