Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Фирма "СТОМ" Недобежкина А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года общество с ограниченной ответственностью Фирма "СТОМ" (далее - ООО Фирма "СТОМ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 16 января 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя Общества Недобежкина А.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор Общества Недобежкин А.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на то, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, поскольку обязанность по предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год исполнена Обществом в трехмесячный срок по окончанию отчетного периода - до 30 марта 2017 года; ошибочность выводов судьи Московского городского суда о привлечении Общества за непредставление необходимой финансовой отчетности за весь 2016 год, включающий в себя 1 квартал, первое полугодие и 9 месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода; отсутствие у Общества обязанности по предоставлению промежуточного ежемесячного бухгалтерского (финансового) отчета в связи с внесением изменений Постановлением Правительства Российской Федерации N 106 от 31.01.2017 г, конкретизирующем сроки предоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организатором азартных игр.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Межрайонной инспекции ФНС России N 49 по г. Москве в отношении ООО Фирма "СТОМ" составлен протокол об административном правонарушении по факту несвоевременного представления в инспекцию промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за декабрь 2016 г, состоящей из бухгалтерского баланса на 31.12.2016 г. и отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2016 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО Фирма "СТОМ" к административной ответственности, предусмотренной п. 4 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Между тем состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1 и 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе всего производства по делу об административном правонарушении законным представителем Общества - генеральным директором Недобежкиным А.В. отрицалось наличие у Общества обязанности по предоставлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за месяц со ссылкой на положения пунктов 22 - 24 Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540 "О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 622, далее также - Правила), которыми на момент выявления правонарушения не был установлен период, за который должна представляться промежуточная бухгалтерская отчетность. Однако соответствующие уточнения были внесены в пункт 24 Правил Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 106, где данный период был определен в 1 квартал, полугодие и 9 месяцев отчетного периода.
Между тем данные доводы заявителя надлежащей правовой оценки судьей районного суда и судьей Московского городского суда не получили, вместе с тем они заслуживают внимания.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ).
Частью 3 статьи 6 Федерального закона N 244-ФЗ предусмотрено, что организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.
В соответствии п. 4 "Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе и соблюдение лицензиатом требований к организаторам азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона ( пп. "н" пункта 4 Положения о лицензировании).
В соответствии с п. 7 "Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N 1130, осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо одного из требований, предусмотренных подпунктом "а" (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона) и подпунктами "б", "г", "е", "и" - "л" и "н" пункта 4 настоящего Положения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540 были утверждены Правила предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее - Правила).
Раздел VII "Дополнительные требования к представлению отчетности организаторами азартных игр" Правил предоставления организатором игр сведений введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 622, вступившим в законную силу 15 июля 2016 г.
Согласно п. 22 Правил организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Пунктом 24 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 622, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ) тех же Правил установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены ст. ст. 13, 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). При этом п. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда установлена обязанность ее представления, в том числе законодательством РФ; нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России).
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 402-ФЗ отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 48 Положения по бухгалтерскому учету N 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ N 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (в редакции приказа Минфина России от 08.11.2010 N 142н), организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Поскольку иного регулирования для организаций осуществляющих организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на момент совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ (31.01.2017 г.), не было установлено, а пункты 21 - 24 Правил на указанный момент не содержали конкретного порядка подготовки отчетности, а лишь устанавливали необходимость ее представления, Общество должно было руководствоваться Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ПБУ 4/99), в котором период предоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности был определен - месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.
Между тем постановлением Правительства РФ от 31.01.2017 N 106 "О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", пункт 24 Правил изложен в следующей редакции - "промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 данных Правил, представляется за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена". Данные изменения вступили в законную силу 11.02.2017г.
Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010 пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации признаны недействующими, поскольку они противоречат частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Приказом Минфина России от 11.04.2018 N 74н пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации на основании указанного выше решения признан недействующим.
Как следует из протокола N 12-11/101 об административном правонарушении, составленного должностном лицом отдела камеральных проверок N 2 Межрайонной инспекции ФНС N 49 по г. Москве, основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в отношении Общества послужил факт непредставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за декабрь 2016 года (л.д. 1-2).
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая динамику изменения норм пункта 24 Правил с учетом принятия постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 106, устранившего неопределенность в периоде представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и принимая во внимание положения ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ привлечение Общества к административной ответственности за непредставление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за декабрь 2016 года в рассматриваемом случае нельзя признать правомерным.
Следует также учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности ( определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 2017-О).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, состоявшиеся в отношении ООО Фирма "СТОМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении названного лица подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Фирма "СТОМ" Недобежкина А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.