Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу защитника Гудовичевой Л.В., поданную в интересах директора государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О***В****, на вступившие в законную силу постановления N 31-01189, N 31-01190 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года, решения судьи Лефортовского районного суда города Москвы N 12-1091/17, N12-1093/17 от 07 ноября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями N 31-01189 и N 31-01190 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года директор государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" (далее ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", Учреждение) Власова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 (одной тысячи пятьсот) рублей по каждому.
Решениями судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 07 ноября 2017 года постановления N 31-01189, N 31-01190 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года оставлены без изменения, жалоба защитника Гудовичевой Л.В. без удовлетворения.
Определением судьи Московского городского суда от 12 декабря 2017 года дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.4 КоАП РФ, объединены в одно производство.
Решением судьи Московского городского суда от 12 декабря 2017 года постановления N 31-01189, N 31-01190 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года и решения судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 07 ноября 2017 года изменены путём назначения директору ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей; в остальной части постановления должностных лиц и решения судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Гудовичева Л.В. просит об отмене названных постановлений должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на допущенное судьей Лефортовского районного суда города Москвы нарушение правил территориальной подсудности при рассмотрении жалобы на постановление N31-01190, поскольку местом совершения правонарушения является: г. Москва, Волжский бульвар, дом 11, отнесенный к подсудности Кузьминского районного суда города Москвы; директор Учреждения Власова О.В. не является субъектом вменённого ей в вину административного правонарушения, поскольку Учреждение не осуществляет образовательную деятельность, не имеет специального разрешения на осуществление образовательной деятельности, предоставляет социальные услуги населению, в связи с чем требования СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" на Учреждение не распространяются; ошибочность выводов судьи Московского городского суда об осуществлении Учреждением социальной помощи детям-сиротам, являющейся одним из видов образовательной деятельности; незаконность объединения судьей Московского городского суда двух административных дел в одно производство, поскольку вмененные в вину Власовой О.В. деяния имеют различные признаки объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного одной статьей; установленные судебными инстанциями в решениях нарушения СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 в вину Власовой О.В. должностным лицом не вменялись; незаконность вывода судьи Московского городского суда в судебном решении о виновности Власовой О.В. в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности постановлений должностного лица и судебных решений.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).
Пунктом 5.1 СанПиН 2.4.4.3172-14 уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам. Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.
Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14).
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в период с 18 июля 2017 по 14 августа 2017 года должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО г. Москвы в отношении ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" по адресу: г. Москва, Волжский бульвар, дом 11 в летнем лагере "Московская смена" выявлены факты нарушения ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 5.9 СанПин 2.4.4.3172-14, а именно: в комнате для кружковых занятий и в комнате отдыха имеют 4 перегоревшие лампы; по адресу: г. Москва, Южнопортовый проезд, дом 19, корп. 1 выявлены факты нарушения ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 5.1 СанПин 2.4.4.3172-14, а именно: в комнате для кружковых занятий на подоконнике расставлены комнатные цветы, что не позволяет проведению равномерного освещения в помещении и рационального использования дневного цвета.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 02-31-00226 от 14 августа 2017 года.
По факту выявленного нарушения ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО г. Москвы составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренных ст. 6.4 КоАП РФ в отношении директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В.
Постановлениями N 31-01189 и N 31-01190 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года директор ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность директор а ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административном правонарушении от 14 августа 2017 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 02-31-00226 от 14 августа 2017 года; распоряжением о проведении проверки от 17 июля 2017 года N 02-31-00226; фотоматериалами; приказом начальника Управления социальной защиты населения ЮВАО города Москвы от 29.01.2016 N 88-к о назначении на должность директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", устными показаниями представителя Роспотребнадзора Ш*** В.В. и В*** Ю.Г, полученными судебными инстанциями в ходе рассмотрения жалоб и иными материалам дела.
При рассмотрении дела и жалоб на постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что директор Учреждения Власова О.В. не является субъектом вменённого ей в вину административного правонарушения, поскольку Учреждение не осуществляет образовательную деятельность, не имеет специального разрешения на осуществление образовательной деятельности, предоставляет социальные услуги населению, в связи с чем требования СанПин 2.4.4.3172-14 на Учреждение не распространяются, был предметом проверки судебных инстанций в ходе рассмотрения жалоб и обоснованно признан несостоятельной в силу следующего.
СанПин 2.4.4.3172-14 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - организации дополнительного образования).
Данные санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.
В силу п. 1 ч. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закона об образовании) организация дополнительного образования - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование ( пункт 6 статьи 10 Закона об образовании).
Согласно пункту 1 статьи 75 Закона об образовании, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, научные организации, и иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, относятся к организациям, осуществляющим обучение (ч. 1 ст. 31 Закона об образовании ).
Согласно п. 2.2 Устава ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" целями деятельности, для которых создано Учреждение, является удовлетворение потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании, организация полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг несовершеннолетним, семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания.
Для достижения целей деятельности, указанных в пункте 2.2, Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе оказание несовершеннолетним, семьям с детьми, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания, социально-педагогических услуг (п. 2.3.7 Устава).
Согласно информации с официального сайта ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" ( istoki. mos. ru ), Учреждение оказывает бесплатные социально-педагогические услуги, такие как проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий для детей, педагогическая коррекция.
Таким образом, ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", являясь организацией, осуществляющей социальное обслуживание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организует оказание педагогических услуг, с помощью которых детьми приобретаются те или иные навыки, в связи с чем, должностным лицом и судебными инстанциями сделан обоснованный вывод, что требования СанПин 2.4.4.3172-14 распространяются на Учреждение и должны соблюдаться его должностными лицами.
Между тем в ходе проведенной должностным лицом проверки в ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" были обнаружены нарушения законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности несовершеннолетних детей, влияющих на их здоровье, зафиксированные в акте и фотоматериале, которые не оспаривались заявителем в ходе рассмотрения жалоб нижестоящими судебными инстанциями, а также по доводам настоящей жалобы.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, является правильным.
Утверждение в жалобе о допущенном нарушении судьей Лефортовского районного суда правил территориальной подсудности при рассмотрении жалобы на постановление N31-01190, поскольку местом совершения правонарушения является: г. Москва, Волжский бульвар, дом 11, отнесенный к подсудности Кузьминского районного суда города Москвы не может повлечь удовлетворение жалобы.
Частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ в качестве общего правила установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Как усматривается из материалов дела, защитником Гудовичевой Л.В. поданы жалоба на постановления N 31-01190, N 31-01189 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года в Лефортовский районный суд города Москвы, которые определениями суда от 07 сентября 2017 года приняты к рассмотрению.
При этом в ходе рассмотрения жалоб в районном суде должностное лицо Власова О.В. и её защитник Гудовичева Л.А. принимали участие в ходе судебного разбирательства, ходатайств о передаче жалобы на постановление N 31-01190 по подсудности не заявляли.
Вопреки доводу жалобы вмененные Обществу в вину нарушения по постановлениям N 31-01190, N 31-01189 образованы одними фактическими обстоятельствами, связанными с нарушением должностным лицом требований СанПин 2.4.4.3172-14 и установлены в рамках одного проверочного мероприятия, по результатам которого в отношении должностного лица были возбуждены дела об административных правонарушениях, подведомственные одному и тому же субъекту административной юрисдикции, в связи с чем, обоснованно объединены в одно производство с назначением единого наказания.
При таких обстоятельствах оснований для признания права д иректора государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. на справедливое судебное разбирательство по делу нарушенным не имеется.
Равным образом подлежит отклонению довод жалобы защитника Гудовичевой Л.А. о незаконном указании судебных инстанций в решениях на допущенные Власовой О.В. нарушения СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03, поскольку, как следует из текста вынесенных судебными инстанциями решений, нарушение вышеуказанных требований в вину Власовой О.В. не вменялось.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции при рассмотрении жалоб правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и виновности директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления должностного лица и судебных решений при рассмотрении жалобы, положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В, не усматривается.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено директору ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Судья Московского городского суда проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных решений.
Порядок и срок давности привлечения директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи Московского городского суда от 12 декабря 2017 года, поскольку в описательно - мотивировочной части судебного акта в абзаце 9 листа 3 решения (том 2 л.д. 97) ошибочно указано на совершение Власовой О.В. административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вместо правильного - ст. 6.4 КоАП РФ, что является явной технической ошибкой и на законность данного судебного акта не влияет, однако подлежит устранению, путем внесения изменений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Московского городского суда от 12 декабря 2017 года изменить, указав в описательно-мотивировочной части судебного акта в абзаце 9 листа 3 решения (том 2 л.д. 97) вместо ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - правильное ст. 6.4 КоАП РФ; в остальной части судебный акт оставить без изменения.
Постановления N 31-01189, N 31-01190 главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 22 августа 2017 года и решения судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 07 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении директора государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О*** В** оставить без изменения, жалобу защитника Гудовичевой Л.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.