Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора негосударственного образовательного учреждения частной средней общеобразовательной школы "Ромашка" Володина А.В. на вступившие в законную силу постановление N 27-00824 главного государственного санитарного врача по Западному административному округу города Москвы от 05 июня 2015 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 27 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 27-00824 главного государственного санитарного врача по ЗАО г. Москвы от 05 июня 2015 года негосударственное образовательное учреждение частная средняя общеобразовательная школа "Ромашка" (далее - НОУ ЧСОШ "Ромашка", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба законного представителя НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе директор НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володин А.В. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных решений и прекращении производства по делу в связи с нарушением административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ссылается на то, что уведомление о проведении плановой выездной проверки в адрес Учреждения не направлялось и было представлено только по требованию законного представителя НОУ ЧСОШ "Ромашка" 16 апреля 2015 года сотрудниками административного органа; проверка фактически проводилась несколько дней: 14 апреля 2015 года, 15 апреля 2015 года, 16 апреля 2015 года и 22 апреля 2015 года, что противоречит акту, составленному Управлением Роспотребнадзора по г..Москве в ЗАО, при этом 14 апреля 2015 года проверку проводили привлечённые Управлением Роспотребнадзора по г..Москве в ЗАО эксперты филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО г..Москвы; в проверке участвовал сотрудник Управления Роспотребнадзора по г..Москве в ЗАО Човушян Н.Г, не уполномоченный распоряжением от 26 марта 2015 года на проведение проверки; при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22 апреля 2015 года права и обязанному законному представителю НОУ ЧСОШ "Ромашка" не разъяснены, к указанному документу не приложены фотоматериалы; в тексте решения судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года неправомерно указано на нарушение Обществом Закона города Москвы от 19.12.2007г. "О землепользовании в городе Москве" и квалификации действий Общества по ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"; при рассмотрении дела и жалоб должностным лицом и судебными
инстанциями не выполнены требования ст. 24.1 КоАП РФ об объективном, полном и всестороннем выяснении всех обстоятельств дела, а также нарушен принцип презумпции невиновности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, что 22 апреля 2015 года с 11 часов 30 минут до 14 часов 00 минут по адресам: г..Москва, ул. Удальцова, д. 87, корп. 1 и г..Москва, ул.
Лобачевского, д. 96, корп. 1 при проведении плановой выездной проверки установлено нарушение НОУ ЧСОШ "Ромашка" требований ст. 28, 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 4.5, 4.28, 4.29, 5.4, 5.6, 5.8, 6.11, 7.1.8, 11.8, 12.6 СанПин 2.4.2.92921-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации в общеобразовательных организациях", а именно: в учебных помещениях школы N 2, 6, 9, кабинете информатики имеются ученические столы без цветовой маркировки, в кабинете иностранного языка в здании детского сада 3 ученических стула без маркировки; не обеспечено соблюдение расстояний между рядом столов и внутренней продольной стеной в кабинете иностранного языка в 3, 4 классах, так как установлены столы вплотную к стене при нормативе не менее 50 см, в кабинете дополнительного образования в здании детского сада не соблюдено расстояние от наружной стены до 1 ряда столов (0,43 м при норме не менее 0,5-0,7 м); не соблюдено расстояние от 1 парты до классной доски и составляет в кабинете музыки в здании детского сада 1,60 м, в помещении школы N 6 - 1,76 м, а также в здании школы в кабинетах иностранного языка при норме не менее 2,40 м; в кабинетах иностранного языка не соблюдено расстояние от последних столов до стены, противоположной классной доске (составляет менее 0,7 м); в кабинете естественных дисциплин отсутствует подиум для демонстрационного стола; отсутствуют бытовые термометры в учебных помещениях и в кабинетах для контроля за температурным режимом; отсутствует вентиляция в санитарных узлах начальной школы; в кабинете информатики регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи) имеют длину выше уровня подоконника, что не обеспечивает защиту от избыточной инсоляции; отсутствуют откидные фрамуги с рычажными приборами либо форточки в 1 классе; соотношение площади фрамуги к площади пола в кабинете музыки и во 2 классе в здании детского сада составляет 1:72 при норме 1:50; отсутствуют ячейки
для обуви в гардеробе верхней одежды в здании школы; в лаборантской естественных наук нарушена отделка потолка и стен; в кабинете N 1 имеется деформация (вздутия) линолеумного покрытия пола; в учебных помещениях средней и старшей школы не промыты батареи отопления, в кабинетах N 1, 6 не промыта арматура светильников, что свидетельствует о нарушении режима генеральной уборки помещений; не представлен заключительный акт по результатам медосмотра сотрудников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" от 12 апреля 2011 года N 302 н.
Указанные действия НОУ ЧСОШ "Ромашка" квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о назначении административного наказания судья районного суда и судья Московского городского суда признали указанное постановление законным и обоснованным.
Между тем судьёй Московского городского суда не учтено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья поверяет дело в полном объёме.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении помимо иных данных должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4), статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу (п. 5), мотивированное решение по делу (п. 6).
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в отношении НОУ ЧСОШ "Ромашка" должностное лицо - главный государственный санитарный врач по Западному административному округу города Москвы пришёл к выводу о нарушении Обществом требований ст. 28, 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 4.5, 4.28, 4.29, 5.4, 5.6, 5.8, 6.11, 7.1.8, 11.8, 12.6 СанПин 2.4.2.92921-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации в общеобразовательных организациях", и соответственно о доказанности вины НОУ ЧСОШ "Ромашка" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ. С указанными выводами согласился судья Никулинского районного суда города Москвы при рассмотрении жалобы на постановление N 27-00824 от 05 июня 2015 года.
Вместе с тем, во вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения судьи Московского городского суда указано на совершение НОУ ЧСОШ "Ромашка" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", объективная сторона которого состоит в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, содержащихся в оформленном акте разрешённого использования земельного участка или установленных правовыми актами города Москвы, а также правоустанавливающими документами на землю, сервитутами, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
В обоснование вывода о виновности Общества в совершении административного правонарушения судья второй инстанции сослался на нормы материального права: положения Закона города Москвы от 19.12.2007г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 года N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" и Земельного кодекса Российской Федерации, указав на доказанность совершения НОУ ЧСОШ "Ромашка" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
Таким образом, решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года не основано на материалах дела, не является мотивированным и не содержит указание на статью КоАП РФ, вменённую НОУ ЧСОШ "Ромашка" в протоколе об административном правонарушении от 28 апреля 2015 года, что является существенным нарушением требований КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело, - возвращению на новое рассмотрение в Московский городской суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении негосударственного образовательного учреждения частной средней общеобразовательной школы "Ромашка" отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.